Как и где искать клиентов по раскрутке и поисковой оптимизации? Таким вопросом задаются очень многие начинающие вэб-мастера и недавно открывшиеся компании. Я постараюсь рассказать не только о самых популярных способах, но и достаточно необычных. Все эти способы были проверены либо мной, либо моими знакомыми и друзьями.
Для начала, чтоб не кидаться из стороны в сторону нужно определиться, каких клиентов тебе нужно. Если ты молодой специалист, который только-только начал карьеру, то занимайся пока в своем регионе, и небольшими заказами. Лично я начал со своего города – Челябинска. Тут я и получил первый опыт в SEO, оказывая услуги компаниям.
Во-вторых, не стоит забывать и о презентации. Даже если ты молодой специалист, ты должен показать заказчику что-то. Лично я перед тем, как пойти к более-менее серьезному заказчику, подготовился основательно. Составил аудит сайта, описал главные проблемы с сайтом заказчика, рассказал, каким образом я буду работать над проектом заказчика, а так же показал свое портфолио. На портфолио лучше не скупиться, хотя тогда у меня было простое портфолио, с перечислением сайтов и позиций.
Всему свету по секрету!
А вот теперь перейдем к главному: “где же обитают клиенты!?”. Самый первый и проверенный способ – это сарафанное радио. Да-да, именно так, раздавай свои визитки, знакомым друзьям. Для примера расскажу очень типичную историю:
Где-то неделю назад, после очередных пар в университете, я разговорился о с однокурсником о его фирме, и узнал, что они уже отправили заказ нашему конкуренту, я тут же полез в карман, достал визитку и взял его номер мобильника, через 3 часа, наш координатор по проектам был уже у них в офисах, и слушал ответы на необходимые вопросы. Чтоб получить очередного клиента нам потребовалось всего лишь 3 часа.
Я работаю – значит, я получаю деньги!
Но когда всем знакомым визитки уже розданы, а клиентов до сих пор нет, то можно поступить еще проще – на сайтах по работе нужно поместить свое резюме. Отдача от этого небольшая. Звонят 1-2 раза в месяц. Это компании, которые хотят иметь своего собственного SEO-специалиста. Остается приехать в офис, пройти собеседование и подписать договор-подряда.
Вот как сейчас помню, я одного из первых крупных клиентов получил именно так, я уже подходил к подъезду дома, как позвонил мобильник. На экране высветился неизвестный мне номер. Я не уверено поприветствовал собеседника, и сделал роковую ошибку:
- Вы кто такой?
Ну был глупый, ну был не опытный… Но слава богу заказчик продолжил общение, объяснил кто он такой, и по какому поводу звонит. Через день я приехал к ним в офис, и рассказал о своих навыках. Ничего сложного в этом не было, хотя тогда мне было немного не по себе.
Не знаешь где искать? Бери каталог в руки и ищи!
Когда все это сделано, берем справочник по организациям города, и предлагаем провести оптимизацию и продвижения сайта за сравнительно небольшую цену. Вот тут понадобиться портфолио, а так же небольшая смекалка. Приукрашивать перед заказчиком можно, но если он начнет спрашивать вопросы по SEO – отвечай честно, как есть.
Знаю одну девушку, которая, кстати, занимается SEO уже более 2х лет! Так она искала клиентов среди ночных клубов, косметических и стоматологических салонов. Она лично обзвонила все салоны в городе, и совмещала приятное с полезным.
Портфолио надо иметь, даже если там всего 1 сайт!
Сделаю небольшое отступление, так как у многих возник очень интересный вопрос. Где взять портфолио? У тебя есть сайты? Ты ведь на них тренировался в SEO? Так их и пиши в портфолио! Всегда, чтоб ответить на данный вопрос, привожу в качестве примера компанию ООО “Продвижение”, которая со своим ужасным портфолио делает немыслимые вещи! Но если у тебя нет своих сайтов, а портфолио делать нужно, то оптимизируй небольшие компании, и пополняй свое портфолио!
Фрилансер я знатный, все заказчики бегут ко мне!
Не забывай о сайтах для фрилансеров. Многие на этом получают очень неплохие деньги. Таких сайтов куча. Начиная от www.weblancer.net и заканчивая www.free-lance.ru. Таких бирж полно. Тебе нужно завести там аккаунты, и бороться за каждого заказчика, но начинай с более мелких заказчиков, и иди к более крупным компаниям.
Когда ты получишь свой рейтинг, то ты будешь давить уже своим рейтингом, сами заказчики будут у тебя просить оптимизировать их сайт. Но для того, чтоб стать лидером, нужно работать, а не просиживать задницу.
Как сейчас помню, на одной из бирж, один молодой оптимизатор, набрал за месяц кучу мелких проектов, сделал себе начальный рейтинг, и через 7 месяцев стал ведущим оптимизатором на этой бирже. Кто мешает тебе сделать тоже самое?
Все что я перечислил выше, годится для фриланса-одиночника. Но если у тебя уже более 30 заказчиков, ты можешь организовать команду, то тогда поднимайся на большую высоту. О способах получения заказчиков для команд и компаний я расскажу ниже.
Рано или поздно, фрилансер начнет собирать под себя команду, это будет те люди, которые будут держать определенный груз от нагрузки на лидера, но существует и другое развитие, когда фрилансер создает компанию, и перекладывает весь груз по технической части на сотрудников.
Такое тоже возможно, а почему бы и нет? Но разговор не об этом. Как же искать клиентов для компании и команды. Ведь обороты растут, и команда может взять более серьезных клиентов.
Если ты руководитель команды, то должен позаботиться о:
1) Визитки для сотрудников (особенно менеджеры и сотрудники “для публики”).
2) Качественно выполненное портфолио.
3) Готовые презентации в Power Point, если необходимо пригласить в офис на презентацию руководство крупной компании (естественно они скорее всего крупный клиент).
4) Стиль компании, начиная от дизайна отчетов по выполненной работе и заканчивая коммерческими предложениями.
Но это все не даст клиентов, это только поможет “подцепить” клиента. За каждого клиента твоя команда должна работать, будто он единственный клиент. Если хочешь выйти с компанией в лидеры, и получать клиентов по сарафанному радио – работай с клиентами, отвечай на их вопросы, присылай отчеты, обсуждай возникшие проблемы. Руководитель компании, осознающий, что исполнитель работает – будет доволен.
Если твоя команда будет постоянно качественно обслуживать клиентов – заработает “сарафанное радио”. Твою компанию (команду) будут советовать своим партнерам клиенты. Тебе останется только съездить на переговоры и подписать контракт с новым клиентом.
Не знаешь, кому еще нужны твои услуги?
По опыту могу сказать, что каждый день в городе с населением в 400 000 человек появляется компания, заинтересованная в получение услуг от SEO-специалистов. Для Челябинска таких компаний в день появляется от 3 до 5. Посади пару менеджеров на телефон, дай им справочник организаций, и пусть их всех обзванивают, выходят на руководителей, и назначают встречу.
Могу сказать, что такой способ будет давать в неделю 1-2 клиентов. Немного, но клиенты были когда-то лишними? Бизнес справочников каждый месяц выпускается куча. Вот к примеру для некоторых городов подойдет www.2gis.ru.
Тебе заказчики говорят, что будут работать только с известной компанией?
Да, такие проблемы тоже возникают, как их решать? Работать над брендом компании. Если нет сайта компании – создайте, выведите его в ТОП3 по региональному ключевику (продвижение сайта ГОРОД). Если нет, корпоративного стиля – создайте. Если не делали рекламу в журналах – делайте. Для заказчика это обозначает, что Вы заботитесь о бренде своей фирмы.
Самый жестокий способ рекламы.
Многие руководители любят читать “Из рук в руки”. Кто тебе мешает составить объявление туда?
Самый тяжелый способ.
Издание собственной книги. Во-первых, чтоб издать книгу, нужно будет поработать не один день и даже не один месяц, на это придется потратить от трех до шести месяцев. После существует проблема издания книги и распространения. Поэтому данный способ не для всех, а только для крупных компаний.
Самый легкий способ искать клиентов – сходить на выставку.
Берешь с собой двух-трех толковых людей, и идете на специализированную выставку, там налаживайте контакты, если необходимо раздаете портфолио, обязательно обменивайтесь визитками. Это работа для тех, кто может вытянуть клиента хоть откуда. Обычно на таких конференциях можно договориться и назначить встречу с клиентом.
Не можешь рассказать – покажи.
Проводите корпоративные семинары. Как тебе темы для семинаров: “Интернет – как способ повысить прибыль компании”, “Интернет – как инструмент повышения бренда компании” и т.д.
Пост продажи.
Если есть дизайнерский отдел, то они могут передать клиентов. Если нет, то ищете в своем городе компании, которые оказывают дизайнерские услуги. Как найдете – договаривайтесь о передаче клиентов заинтересованных в SEO к твоей компании. Идеальный вариант – подписать со всеми дизайнерскими компаниями такой договор. Тут тоже эффективно работает сарафанное радио, о Вас говорят – а это главное.
Способов существует много, о некоторых я даже возможно не знаю. Если ты знаешь способ, или необычную историю, которая привела тебе клиента, оставляй комментарий!
Источник http://eseo.ru/