Коучинг – современная технология управления, позволяющая значительно повысить эффективность работы сотрудников компании. Причём сделать это непосредственно в процессе работы.
В каждой компании независимо от профиля её деятельности есть ряд управленческих процессов, в которых можно применить коучинг. Это естественно, так как практически все управленческие процессы, так или иначе, связаны с людьми, которые в этих процессах принимают самое непосредственное участие. И качество этих процессов напрямую зависит от качества работы этих людей, от их эффективности. Здесь неоценимую помощь может оказать коучинг, который по праву считается наиболее эффективным на сегодняшний день стилем руководства и управления. Коучинг в организации может быть основным стилем управления, но так же он может прекрасно сочетаться с любым другим стилем руководства, органично его дополняя. Использование коучинга в управлении компанией подразумевает проведение коуч-сессий, направленных на повышение эффективности сотрудников непосредственно на рабочем месте, в процессе обычной рабочей деятельности.
Как выглядит коучинг на рабочем месте? Можно сказать, что коучинг – это серия бесед, помогающих сотруднику лучше понять свою роль, раскрыть свой потенциал в целях решения поставленной перед ним задачи. Цель этих бесед – помочь человеку научиться всему необходимому для решения задач, исполнения своих обязанностей, подготовить сотрудника к новой для него роли, а так же, по возможности, помочь ему получить удовлетворение от своей работы. На работе в роли коуча чаще всего выступает менеджер, который проводит коучинг со своими подчинёнными. Но также коучем может быть практически любой сотрудник, который владеет навыками коучинга, то есть умением задавать эффективные вопросы и слушать. Так же коучинг может проводить профессиональный коуч (внешний или штатный). Здесь многое зависит от принятой в компании корпоративной культуры.
Конечно, функции профессионального коуча и менеджера (или рядового сотрудника), использующего в своей работе коучинг, существенно различаются. Профессиональный коуч занимается только коучингом и, как правило, обладает большим количеством специальных методов и инструментов для проведения эффективного коучинга, а так же большим опытом проведения коуч-сессий с самыми различными клиентами. Перед менеджером, прежде всего, стоят его непосредственные бизнес-задачи и коучинг для него не профессия, а инструмент для повышения эффективности управления своими подчинёнными, а также средство повышения собственной эффективности. Поэтому менеджерам совсем не обязательно овладевать всеми тонкостями коучинга, вполне достаточно овладеть лишь его базовыми навыками.
Коучинг на рабочем месте может проводиться в различных вариантах. Например, коучинг может проводиться в форме специальных коуч-сессий, направленных на поиск эффективного решения конкретных задач. В этом случае обе стороны, то есть коуч и клиент, имеют ясную и недвусмысленную договорённость о проведении занятий коучингом, чётко осознают границы коуч-сессии. Сессии могут проводиться как в специально выделенное для них рабочее время, так и вне рабочей среды, индивидуально или с рабочей группой – вариантов здесь много. Этот вариант больше похож на профессиональный коучинг. Он больше приемлем для проведения коучинга руководителем для своих подчинённых или же для работы штатного или внешнего коуча.
Коучинг может проводиться и менее формально – просто как часть общего рабочего процесса. Он осуществляется между сотрудниками на всех уровнях организации, как между равными по положению, так и между руководителями и их подчинёнными. В этом случае любое обсуждение какой-либо проблемы на любом уровне легко переходит в коучинг, что позволяет эту проблему решить быстро и эффективно. Нефомальный коучинг может не включать в себя чёткую договорённость между коучем и клиентом. Хотя, конечно, лучше, если она всё же есть, если правила игры известны всем. Неформальный коучинг может занимать всего несколько минут (его ещё называют «коридорный коучинг», то есть коучинг, который проводится между сотрудниками, пока они вместе идут по коридору к своим рабочим местам), но при этом позволяет решать весьма сложные задачи. Несколько эффективных вопросов, заданных буквально на ходу, порой дают значительно больше, чем длительные консультации и инструктирование. Именно в таких ситуация менеджер, занимающийся коучингом, проявляет себя с лучшей стороны и может оказать серьезное и, что очень важно, долговременное влияние на качество работы и обучение своих непосредственных подчинённых.
Наиболее типичный пример проведения коучинга на рабочем месте – ситуация, когда менеджер проводит коучинг со своими непосредственными подчинёнными. Коучинг здесь может выступать как самостоятельный элемент управления, может прекрасно сочетаться с постановкой задачи и инструктированием. Он может быть формальным и неформальным, проводиться в любое удобное для менеджера и сотрудника время. В любом случае, коучинг позволит сотруднику лучше осознать, что от него требуется и принять ответственность за порученное ему дело. Несколько эффективных вопросов по существу помогут сотруднику отнестись к своему делу более позитивно, объективно оценить свои ресурсы и возможности, а также найти оптимальный способ решения поставленной перед ним задачи. Всё это позволит сотруднику не только выполнить поставленную перед ним задачу в полном объёме и в установленный срок, но и открыть в себе потенциал для решения подобных задач в будущем, а так же получить от самой работы удовлетворение. Менеджер в результате проведённого им коучинга может быть уверен в том, что сотрудник правильно уяснил поставленную перед ним задачу, обеспечен всем необходимым для её решения и, что очень важно, принял на себя ответственность за решение задачи. Это позволяет менеджеру заниматься своими непосредственными обязанностями вместо того, чтобы постоянно контролировать ход работ.
Но, независимо от того, формальный характер носит коучинг или неформальный, менеджер может столкнуться с двумя сложными моментами. Во-первых, менеджер наделён определёнными полномочиями по отношению к своим подчинённым и поэтому ему может быть довольно сложно установить доверительные отношения, которые необходимы для коучинга. Да и самому менеджеру порой очень непросто отказаться от директивности в пользу коучинга. В этом случае очень многое зависит от личности менеджера, его умения работать с людьми. Доверие не завоёвывается в одночасье, а является результатом долгой, кропотливой работы. И если доверия со стороны подчинённых нет, то менеджеру стоит задуматься над своим стилем руководства и, возможно, внести необходимые коррективы. Во-вторых, сам подчинённый может просто не хотеть думать самостоятельно и брать на себя ответственность, предпочитая непосредственное руководство. В этом случае может быть два варианта решения проблемы. Если сотрудник качественно выполняет свои обязанности, но при этом отказывается от коучинга, то есть смысл оставить его в покое. Просто он ещё не до конца понимает, что такое коучинг и для чего он нужен. Со временем такое понимание придёт, и проблема решится сама собой. Если же качество работы сотрудника оставляет желать лучшего, но при этом он упорно не соглашается на коучинг, то есть смысл поискать другие способы повышения его эффективности или же задуматься над тем, насколько соответствует требованиям компании данный сотрудник.
Разумеется, коучинг – это не панацея. Он не может решить всех проблем, которые есть в компании. Но, в то же время, при использовании коучинга этих проблем может стать значительно меньше. Конечно, при внедрении коучинга на начальном этапе могут возникать какие-то сложности. Это естественно. Людям нужно привыкнуть к новому для них стилю управления, причём это касается как руководителей, так и подчинённых. Со временем сотрудники осваиваются с новыми для них методами работы и эффективность их работы значительно возрастает. Чтобы убедиться насколько эффективно использование коучинга в управлении компанией достаточно просто попробовать. И эффект не заставит себя ждать.
Михаил Казарин. Коуч. Бизнес-консультант. www.kazarin.clan.su coach-m@mail.ru