Возможность проведения коуч-сессий через Интернет (а так же по телефону) открывает новые возможности как для коучей, так и для клиентов.
Коучинг – это профессиональная помощь клиенту в определении и достижении им его личных целей в жизни, а так же в бизнесе. Коучинг подразумевает проведение индивидуальных бесед коуча и клиента – коуч-сессий. Иногда для решения того или иного вопроса достаточно одной коуч-сессии, но чаще требуется несколько сессий для более тщательной проработки всех аспектов решаемой задачи. Чаще всего коуч-сессии проводятся очно, то есть при личной встрече коуча и клиента. Как правило, такие встречи проходят в офисе коуча или же другом удобном для коуча и клиента месте.
Но такие сессии при всех своих очевидных плюсах имеют и свои минусы. Прежде всего, это трата времени. Время – это главный и невосполнимый ресурс каждого человека. Далеко не всегда офис коуча и офис или место проживания клиента находятся в непосредственной близости. А это значит, что временные затраты на дорогу могут быть весьма существенными, что может себе позволить далеко не каждый. Другое серьёзное препятствие для проведения коучинга – расстояния. Клиент не всегда находится на одном месте и коуч-сессия может понадобиться ему в то время, когда он находится в другом городе или вообще другой стране. Кроме того, коуч и клиент вообще могут проживать в разных регионах. Тогда возможность личных встреч будет вообще сведена практически к нулю.
Для компенсации этих недостатков существуют другие формы проведения коучинга: коучинг по телефону и коучинг через Интернет. В этом случае клиент может находиться практически где угодно – ему нужно только иметь доступ к телефонной связи или к Интернету. Конечно, если клиент и коуч находятся в разных городах или, тем более, в разных странах, то стоимость коуч-сессий возрастает – это зависит от тарифов на междугородние и международные телефонные разговоры. Что касается Интернета, то здесь добавляется только плата за трафик, что по нынешним расценкам, как правило, значительно ниже. Такие заочные сессии по своей результативности ничем не уступают очным сессиям и зачастую оказываются более удобными для клиентов.
Остановимся подробнее на коучинге через Интернет. Коучинг через Интернет осуществляется посредством программ, предназначенных для общения в сети. Например: ICQ, Skype, Windows Messenger и другие. Все эти программы бесплатны, просты и удобны в использовании. Коучинг можно проводить с помощью сервиса мгновенных сообщений, аудио- и видео-связи. Конечно, мгновенные сообщения – это весьма специфическая форма коучинга, но она так же вполне приемлема и некоторые клиенты даже предпочитают такой коучинг по переписке.
Что касается аудио- и видео-связи, то здесь требуется хорошая скорость Интернет-соединения, наушники с микрофоном (можно использовать встроенные или внешние аудиоколонки и встроенный микрофон) и веб-камера (если есть желание установить видеосвязь). Конечно же, при этом у коуча и клиента на компьютере должна быть установлена одна и та же программа для общения в сети Интернет (это может быть ICQ, или Skype, или Windows Messenger или что-либо другое). Программа должна быть установлена и настроена. В оговоренное время клиент устанавливает связь с коучем и начинается коуч-сессия.
Достоинства такого вида коучинга очевидны. Прежде всего, это экономия времени. Клиенту не надо ехать на встречу с коучем, стоять в пробках или толкаться в общественном транспорте. Это время он может спокойно использовать с гораздо большей пользой для себя. В процессе коуч-сессии клиент может находиться в удобном для себя месте: у себя дома, в своём офисе, в кафе и так далее. Удобно использовать такой вид коучинга, если клиент выезжает в другой город или в другую страну.
Особый интерес коучинг через Интернет представляет в том случае, если коуч и клиент проживают в разных городах. В этом случае регулярные встречи для проведения коуч-сессий просто невозможны. И тогда проведение коуч-сессий через Интернет становится основной формой коучинга. Коучинг через Интернет даёт возможность клиентам пользоваться услугами коуча независимо от региона проживания. Например, если клиент не может найти коуча в своём городе, то возможность проведения коучинга через Интернет позволяет ему работать с коучем практически из любого другого города и даже из любой страны. Клиенту достаточно только найти коуча, который будет полностью отвечать его требованиям, установить с ним контакт и договориться о проведении коуч-сессий. Как правило, коучи не отказываются от такой формы проведения коучинга.
Современные средства коммуникации открывают для нас всё новые и новые возможности. И надо эти возможности в полной мере использовать себе во благо. В том числе, и для проведения коучинга. Интернет, как и другие виды связи, значительно расширяет возможности применения коучинга, делает его гораздо более доступным для всех, кому он нужен.
Михаил Казарин. Коуч. Бизнес-консультант. coach-m@mail.ru www.kazarin.clan.su