Гоночный тримаран - это действительно уникальное в своем роде судно. Конструкцию этих многокорпусных судов, разработчики заимствовали у местного населения Полинезии, которые еще в XII веке подсмотрели у англичан. Двухпалубные и трехпалубные суда, которые могли удобно и быстро перемещаться между островами, аборигены называли, непривычным для европейского уха, словом «катамаран».
Трехпалубные катамараны, долго не думая, стали называть «тримаранами». Считается, что такое имя судам этого типа, дал наш соотечественник, русский эмигрант и создатель парусных тримаранов в их современном виде - Виктор Четчет. Во время первой мировой войны Виктор Четчет был летчиком Царской авиации, а после войны эмигрировал в Америку где и жил в Нью-Йорке с 40-х годов до самой смерти. За годы жизни в Нью-Йорке Виктор Четчет построил два тримарана Eggnog 1 и Eggnog 2, которые были сделаны из клееной фанеры и достигали длины в 24 фута. В то, не простое время, тримараны не нашли массового использования и популярности, поэтому русскому изобретатели приходилось зарабатывать на жизнь другими талантами.
Истинный интерес к тримаранам возник в 70-х годах прошлого века. Это произошло благодаря следующему: Во-первых, появились новые композитные материалы, которые позволяли решить многие технические проблемы, связанные со строительством тримаранов, во-вторых, в это время в моду вошли мультикорпусные суда. Многих сводило с ума от небольших спортивных катамаранов, развивавших большие скорости, а опытные яхтсмены искали новые типы судов для того, чтобы совершать кругосветки или участвовать в гонках.
В наши дни, эволюция тримаранов происходит за счет подготовки этих судов к участиям в соревнованиях. Основной класс гоночных тримаранов – Formula 60. Именно в этом классе, проводится известный яхтенный чемпионат ORMA, наиболее интересное и престижное соревнование мультикорпусных судов во всем мире. Если говорить о технологиях, то сегодня тримараны, класса Formula 60, в основном строятся на основе углеродных материалов, что существенно облегчает вес судна. Также, конструкторы яхт много экспериментируют с парусами – вид паруса, размер, материал паруса. В результате, при благоприятных условиях, гоночный тримаран сегодня способен развивать скорость до 30 узлов. Накал гонкам класса яхт Formula 60 придает тот факт, что, любая ошибка в управлении тримараном приводит к непоправимым последствиям. Также на ход гран-при может повлиять погода, причем повлиять самым драматически образом. Иногда случается, также, что неточность в управлении отнимает у команды шанс на победу уже перед самым финишем.
Верфи, которые строят тримараны гоночного класса, можно пересчитать буквально по пальцам. Зачастую в строительстве тримаранов участвуют сразу несколько верфей, дизайн бюро и не один архитектор. Пожалуй безусловным лидером в строительстве этих судов, причем не только класса 60, но и ниже, является французская компания CDK Technologies. В этом непростом деле, ей активно помогает креативная команда верфи VPLP Yacht Design.
Первым тримараном, который сошел со стапелей верфи CDK Technologies в 1985 году, был 23 метровый Poulain. Сегодня трехпалубное судно Poulain носит новое название Idec и примечателен тем, что вот уже 20 лет ходит по морям и океанам, до сих пор одерживает победы на различных гонках и соревнованиях. Тримаран Poulain неоднократно перестраивали, он менял владельцев, имена, команды, но Poulain неизменно оставался отличным судном, доказывающим надежность технологий CDK. Поддержанные же парусные тримараны уходят по цене от полутора миллионов евро и гораздо больше. Но купить тримаран - это еще не все. Такую сложную, нежную и тонкую вещь, как тримаран, нужно где-то бережно хранить и постоянно обслуживать. А это тоже стоит немалых денег.
Источник: Портал Катера и Яхты