В далеком 1936 году финским акционерным обществом Suomen Gummitehdas на базе фабрики по производству резины в городе Нокиа была выпущена первая шина зимнего семейства Hakkapeliitta, в последующие годы ставшая особо популярной далеко за пределами Финляндии. А спустя 70 лет, в канун юбилея, в древнем финском семействе наметилось сразу двойное пополнение — две новые шины Nokian Hakkapeliitta 5 и Hakkapeliitta Sport Utility 5. Знакомство журналистов со своими новинками компания Nokian Tyres организовала на Дмитровском автополигоне.
Лучшее вместо лучшего
Предшественница пятой Хаккапелийтты «четверка» – хорошая шина. Во всяком случае, она стабильно занимала верхние строчки в десятках специализированных тестов, а потребитель, уверенный в надежности и безопасности финских шин, голосовал рублем на протяжении трех лет ее существования, выкладывая в магазине несколько большую сумму, чем за аналогичные шины не менее именитого производителя.
И, казалось бы, чего еще надо? И что можно придумать такого, чтобы сделать товар с лучшими характеристиками, чем тот, который признан лучшим? Словом, перед финскими шинниками стояла сложная задача. Но специалистам компании, 80% производства которой сосредоточено на выпуске зимних шин, удалось найти новые технические решения, дающие в итоге те самые метры тормозного пути, разгона, лучшей устойчивости и т.д. Для этого пришлось задействовать даже такие методы, как съемка высокоскоростной видеокамерой, установленной подо льдом, картинки взаимодействия протектора, шипа с дорогой в пятне контакта. Однако остановимся подробнее на инновациях Hakkapeliitta 5.
Главное — в когте
Как водится в преемственных семействах, Hakkapeliitta 5 взяла у предшественницы все самое лучшее. В частности, это касается типа рисунка протектора как лучшего варианта поведения шины на шуге, при мокром снеге и подтаявшей дороге. Здесь также соблюдена конфигурация заостренной плечевой зоны, что характерно для северных условий, чтобы обеспечить хорошее боковое сцепление.
Новое в протекторе — центральное ребро, более жесткое по сравнению с предыдущей конструкцией, и сдвоенные шашечки.
Но самое главное — это решение, которое финны окрестили «медвежий коготь». Связано это непосредственно с конструкцией шашечки протектора, в которой вставлен шип. «Медвежий коготь» – это выступ на каждой такой шашечке.
Задача выступа – создать в резиновой смеси напряжение, сделать ее более твердой и удержать шип в заданном положении, препятствуя его наклону.
Эволюция квадратного шипа
Претерпел изменения и дебютировавший в составе Hakkapeliitta 4 квадратный шип, который получил приставку «плюс» и стал квадратным полностью, имея квадратную твердосплавную вставку, квадратный фланец и основание. Этим достигаются два положительных момента: более широкое основание улучшает сцепление на льду, а сам шип лучше удерживается в резиновой смеси.
Помимо этого, квадратный шип с «плюсом» — экологический образец шипа. При проведении сравнительных исследований Nokian Hakkapeliitta 5 с шинами основных конкурентов в независимом государственном научно-исследовательском институте Финляндии (VTT) пришли к выводу, что шины основных конкурентов изнашивают дорожное полотно на 30 процентов больше, чем финская новинка. Дорожники должны быть довольны…
Производители утверждают, что с появлением Hakkapeliitta 5 придет конец шипованию шин на стороне. Чтобы обеспечить строгое направление шипа диагональю по ходу вращения колеса и заданную высоту выступа шипа, 100% шин будут шиповаться исключительно на заводе-изготовителе.
Quattrotread
Очередное инновационное решение, которое заложено в Hakkapeliitta 5, — это структура протектора, которая позаимствована у высокоскоростных шин Nokian Tyres (Z) и состоит из четырех разных слоев. Протектор получил название quattrotread.
Nokian Tyres стала первым производителем в мире, которая вывела на рынок зимнюю шипованную шину, где разные резиновые смеси использованы в центральном ребре, плечевой зоне и в шашечках протектора, предназначенных для установки шипов. Все эти смеси – это зимняя силика совершенно нового поколения. Сочетая различные по свойствам смеси, становится проще оптимизировать показатели шины по управляемости и безопасности.
Еще одна тонкость, заложенная в строение протектора и повышающая сцепные свойства шины. В плечевой зоне новинки сформированы так называемые антиюзовые участки — канавки, своими острыми углами препятствующие скольжению в поворотах и при резких маневрах.
Больше индикаторов
В новинке заложен и ряд эксплуатационных улучшений, упрощающих общение с шиной на протяжении ее срока службы. Помимо уже известных запатентованных цифр на центральном ребре, указывающих на остаточную высоту протектора, указателей рекомендованного давления и положения шины на автомобиле, у Hakkapeliitta 5 появились два новых индикатора.
Первый — это нанесенная вокруг каждого шипа сеточка, сигнализирующая о степени обкатки. Как известно, любая новая шина, а тем более шипованная, требует порядка 500 км бережной эксплуатации, необходимой для усадки шипов. Соответственно правильно обкатанная шина будет обладать заложенными характеристиками. У пятой Хаккапелийтты все наглядно: исчезла сеточка — водитель знает, что обкатка закончена.
Второй — это индикатор безопасности шин в зимних условиях – снежинка в канавках протектора, расположенная на высоте в 4 мм. Здесь тоже все просто: исчезла снежинка — шина перестает быть безопасной зимней шиной. У нее уже не те показатели по сплашплэнингу, по аквапланированию…
Для внедорожников
Все, о чем мы рассказывали выше, характерно и для второй новой шины семейства Nokian Hakkapeliitta Sport Utility 5. По сути, они практически близнецы, однако так как последняя предназначена для машин более тяжелых и мощных, то имеет свои особенности. Внешне их можно различить по сдвоенному центральному ребру у Sport Utility 5, а если вдаться в подробности, то можно отметить и другие отличия.
Шип у Sport Utility 5 тоже четырехгранный «плюс», но корпус шипа сделан из стали против сплава алюминия у шины для легкового автомобиля, что обусловлено более высокими нагрузками. А так как автомобили класса SUV имеют высокорасположенный центр тяжести, то важно, чтобы шина сбалансированно воспринимала колебания кузова. Для этого в плечевой зоне сформированы ребра жесткости, улучшающие стабильность поведения автомобиля.
Немаловажны для дорогого автомобиля и вопросы дизайна шины. Так, можно заметить, что канавки Sport Utility 5 отполированы, а в месте посадки на диск имеются агрессивные ребра. Но красота эта не показная. Гладкие канавки способствуют лучшему очищению протектора от снега, а ребра защищают дорогие колесные диски от повреждений.
От теории к практике
Конечно же, знакомство с новыми шинами не могло произойти чисто теоретически. Всесторонний тест-драйв проходил на бесчисленных дорожках Дмитровского автополигона. Видимо, подчеркивая принадлежность новых шин к премиум-сегменту, организаторы и автомобили предоставили соответствующие: Volkswagen Tuareg, BMW X5, новые Volkswagen Passat, BMW 3…
А оценить шины предлагалось на пяти спецучастках, таких как переставка на льду и укатанном снегу, троганье в горку под значительным уклоном, скоростной слалом со сменой дорожного покрытия, преодоление глубокого снега и прохождение извилистой трассы.
Конечно, в отсутствие объекта для сравнения трудно сделать однозначные выводы о сильных-слабых сторонах шины, однако кое-что сказать можно. Например, смена полосы движения, когда с одной стороны оказывается лед, с другой – рыхлый снег, происходит без каких-либо рысканий автомобиля и увода в сторону. А отключив электронных помощников вроде системы стабилизации курсовой устойчивости, можно говорить о хороших сцепных свойствах шины в боковом направлении. Причем автомобиль довольно долго держится на кривой траектории, а в занос уходит плавно. Так же плавно, но быстро сцепление с дорогой восстанавливается, то есть водитель полностью контролирует ситуацию. В общем, субъективно новые шины оставили очень хорошее впечатление.
Размер найдется для всех
Обе новинки появятся на российском рынке осенью этого года – к следующему зимнему сезону. Причем сегодня в шинных магазинах можно встретить сразу два поколения финских шин: в бюджетной ценовой нише Nokian Hakkapeliitta 2 и в сегменте «премиум» Nokian Hakkapeliitta 4. С появлением «пятерки» «двойка» уйдет в прошлое. Ее место займет Хаккапелийтта с индексом 4, уступив лидерство продвинутой новинке.
Остается добавить, что покупателям предложат самый огромный в мире размерный ряд, состоящий из 38 типоразмеров Hakkapeliitta 5 (от 13 до 19 дюймов) и 29 Hakkapeliitta Sport Utility 5 (15-22 дюйма).
О родстве шины Hakkapeliitta и панцирных конников
«Хаккапелийтта» называли финских конников или панцирных гусар, служивших в шведской армии во время Тридцатилетней войны. Слово берёт начало от боевого призыва на финском языке «Hakkaa p_lle!», что значит «Нападай!» «Hakkapeliitta» были воинами крестьянского происхождения, на службу тогда вербовали младших сыновей из семей крестьян или служащих. Ратники «Hakkapeliitta» были конными, скакали они на лошадях финской породы.
Со временем словом «Hakkapeliitta» стали называть всех участников 30-летней войны. Из оружия у них было два мушкета и меч. Кроме того, они имели защитные доспехи из кожи и шлем, а на груди стальные латы.
Автор: Андрей Топтун, Газета «7 Верст»
Источник: http://www.shina.ru