Представьте, что вас привели в закрытую лабораторию для прохождения эксперимента “подопытной свинкой”. К вам быстро подходит уверенный ученый в форме, показывает человека, сидящего в углу, и задумчиво говорит: “Требуется умертвить этого человека”. Как вы отреагируете? Я стопроцентно уверен, вы переспросите его. Исследователь снова скажет, что суть опыта именно такова, вы не ослышались.
В этом материале хочу вам поведать об одном из чумовых опытов, проведенных учеными различных стран.
Если вы узнаете у своих друзей, что бы они выдумали в данном случае, однозначно все будут говорить, что они просто откажутся и не станут совершать такое. Интересно, что, согласно исследованиям исследователя из Уэльского Университета Стэна Милдгрема, которые он выполнил в 1960-х годах 20 века, все дело всего лишь в подаче вопроса. Большинство людей реально заставить совершить членовредительство, дело состоит в способе принуждения.
В течение своего опыта профессор повторял волонтерам, что будет изучаться влияние принуждения на быстроту обучения. Первый доброволец (который был “подставной уткой” исследователя) - далее УЧЕНИК, должен был запоминать пары слов, а второй (случайный волонтер “с улицы”) - дальше УЧИТЕЛЬ - контролировать его успехи, называя первое слово из пары. В случае, если ученик дает неверный ответ, учитель должен “стиулировать” его импульсом электрического тока через прикрепленные к тому электроды.
Эксперимент стартовал. Ученик постепенно начал ошибаться, и величина напряжения, которым его “наказывал” учитель, увеличилась до сто двадцать вольт. С этого момента ученик начал громко кричать и говорить, что ему очень больно. Часто учитель прекращал воздействие и переспрашивал у Милграма, что делать дальше. Милдгрем отвечал, что процесс должен продолжаться.
На самом деле Милдгрема интересовал не принцип обучения, а поведение “учителей”, когда им надо было выбрать между авторитетом и указаниями ученого и отвращением причинить мучения ученику. Следующие результаты стали неожиданными для Милдгрема. Оказалось, более половины учителей продолжали исследование, даже когда ученик начинал истошно вопить “от боли”, и почти все испытуемые достигали самой крайней величины шкалы напряжения - 450 вольт. При этом ученик довольно естественно замолкал и притворялся умершим. Это приводило учителей в состояние аффекта, некоторые громко плакали и покрывались ледяным потом.
Как сказал позднее Милграм, подобными экспериментами он хотел доказать, что человек настолько подвержен величине авторитета руководителя, что многие согласны совершать под этим влиянием какие угодно мерзкие поступки, не контролируя свое поведение. Ученый, в частности, вспомнил, что во время Второй мировой войны определенное количество людей помогало нацистам пытать своих же земляков, потому что дело всего лишь в авторитете “учителей”.
От себя заметить, что эксперимент проходил в США, а вот если бы он был проведен, допустим, в России, выводы, наверное, были бы противоположными. Славяне более привыкли делать добро ближним и самопожертвованию, чем объясняется мизерное количество перебежчиков во время той же самой Великой отечественной войны.