Резьбой по дереву хотели бы заняться многие, но далеко не у всех есть возможность организовать рабочее место, имеются в наличии материалы, инструменты и оборудование. Допустим, вы проживаете в благоустроенной квартире и пока не имеете доступа к мастерской с инструментарием и оборудованием. Но если все хорошо продумать, то и в этих условиях можно начинать постигать азы мастерства, а затем стать мастером.
Примером этому служат работы актера Оперного театра, ныне пенсионера, Ивана Николаевича Скрябина. Ажурные прорезные вазы, коллекция миниатюр различного жанра выполнены при минимуме инструментов в условиях квартиры, на даче, на природе. Даже будучи на гастролях, Иван Николаевич находил время и возможность мастерить.
Его жена Галина Владимировна также занимается художественной резьбой по дереву, разрабатывает эскизы и исполняет в материале произведения в технике рельефной резьбы по дереву. Приведенный пример свидетельствует о том, что резьбой по дереву можно заниматься без особых приспособлений; но это не лучший выход, так как в этих условиях снижается производительность труда и не всякое изделие можно выполнить; наконец, повышается опасность ранить руку. В решении этих вопросов поможет оборудованное рабочее место, варианты которого предлагаются.
Варианты верстачных приспособлений
Прежде всего, нужно подумать о том, чтобы работа в квартирных условиях как можно меньше стесняла как самого исполнителя, так и членов его семьи, создать максимальные удобства для производительного труда и исключить излишнюю захламленность. Все должно быть на своих местах. В первую очередь потребуется верстачная доска.
Верстачная доска может быть разнообразной по форме, но должна отвечать определенным требованиям: быть удобной для закрепления обрабатываемого изделия, устойчивой, не громоздкой и съемной.
Изготовить такую приладу довольно просто: берем обычную доску длиной около метра, шириной около 25 см, толщиной 40-50 мм. Отстрагиваем правую сторону (выравниваем горб); заоваливаем углы одного из концов, делаем несколько сквозных пропилов для крепления деталей; крепим ее струбцинами к подоконнику или другой устойчивой опоре; выступающий заоваленный конец подпираем стойкой. Такой верстак не только прост в изготовлении, но и удобен для резных работ. К нему можно подойти с трех сторон, что обеспечивает возможность обрабатывать деталь без периодического вынимания ее из зажимов и поворачивания. Такая доска-верстак удобна для работы стоя.
Для работы сидя предлагается настольная верстачная доска. Это деревянный щит, установленный на устойчивом столике типа журнального. Важно, чтобы рабочая плоскость легко устанавливалась под аклоном в сторону резчика (как школьная парта) и легко снималась. За основу можно взять чертежную доску размером 50 х 75 см. За такой верстачной доской можно работать сидя в кресле или на табурете, что немаловажно для людей преклонного возраста и инвалидов с больными ногами, да и здоровому резчику иногда полезно поработать за такой доской, особенно при выполнении мелких изделий или окончательной обработке деталей, когда не требуется больших физических усилий.
Способы крепления (державки-зажимы)
Крепить обрабатываемое изделие к доске можно с помощью различных приспособлений: зажимов, клиньев, распорок, струбцин и т.д. Не исключается и прибивание гвоздями. В отличие от первого варианта, на настольной доске доступ к обрабатываемой детали только со стороны резчика, поэтому приходится часто менять ее положение с помощью зажимов. Этот недостаток можно устранить, установив на доску поворачивающийся круг, на котором крепится деталь. Делаем это приспособление так: выпиливаем деревянный круг диаметром 300 — 350 мм, толщиной 30 мм, приклеиваем его на круг из фанеры диаметром чуть больше деревянного, с тем чтобы выступающая кромка фанеры позволяла фиксировать круг в одном положении. Накладываем круг на доску и в центре просверливаем сквозное отверстие диаметром 20 мм, затем в отверстие круга вставляем деревянный штырь такого же диаметра и закрепляем его клеем, выступающая часть штыря вставляется в отверстие настольной доски и служит осью поворотного устройства.
Таким образом, мы получили возможность закрепленную на круге деталь поворачивать в удобное для обработки положение. Зафиксировать поворотное устройство в нужном положении можно простейшим способом: в выступающей части фанеры на разном расстоянии от кромки деревянного круга просверливаем или прокалываем шилом несколько отверстий, через которые специальными шпильками прикалываем круг к доске. Такими шпильками могут служить остро заточенные гвоздики с широкими шляпками. Возможны и другие способы фиксации круга — все зависит от фантазии мастера.
Рассматриваемые варианты верстачных приспособлений могут использоваться в условиях мастерской, в частном доме, на даче, а доска первого варианта — даже при выезде на природу. Достаточно прибить один ее конец, например, к пеньку спиленного дерева, и импровизированное рабочее место готово.
Такие рабочие места успешно использовались при обучении резьбе по дереву в домах детского и юношеского творчества Заельцовского и Центрального районов города Новосибирска, а также при освоении новой профессии лицами, временно потерявшими работу, при Новосибирской службе занятости населения. Кроме простоты изготовления и экономии рабочей площади, преимущество верстачных досок первого варианта в том, что их легко можно установить на разной высоте от пола по росту обучающегося.
Наконец можно заготовку привернуть струбциной или закрепить другим способом на обычном табурете и выполнять резьбу по дереву сидя в кресле или на скамеечке. Табурет вместе с обрабатываемым изделием можно поворачивать в любом направлении и под любым углом наклона.