Один из универсальных символов роскоши – ковер. На Востоке и на Западе люди наслаждаются его нежностью и теплом, любуются его узорами и орнаментами. Ковер – это произведение искусства, украшение интерьера, отделочный материал и даже полноценный предмет мебели, способный заменить кровать, диван и стулья. Одним словом, ковер – это «вещь в себе», самоценная и самодостаточная… Ковер, какой он есть
Сегодня основной функцией ковра является его декоративность, а его главная задача – украсить дом, повысить его «статус». Не случайно дизайнеры рекомендуют покупать самый дорогой ковер, какой вы только можете себе позволить, и даже немножко дороже – с «запасом» респектабельности. Для этого подходят только натуральные, прочные и долговечные изделия, которые со временем могут даже стать символом вашей семьи, передаваемым по наследству…
Способность ковра создавать уют напрямую зависит от его тепло- и звукоизолирующих свойств. Точно установлено, что хороший ковер позволяет сократить на 10% расходы на обогрев помещения. По шелковистой или шерстяной поверхности ковра очень приятно ходить босыми ногами – ноги не мерзнут, ворс приятно массирует ноги и амортизирует шаги. Это полезно для здоровья вообще и для позвоночника в частности. Что касается звукоизоляции, то ковер поглощает акустические волны в десять раз лучше, чем твердые стены и пол. А ведь известно, что гулкие звуки не способствуют ни работе, ни отдыху… Шерстяные ковры имеют еще одну особенность: они поддерживают в помещении идеальный микроклимат, регулируя уровень влажности. Избыточные водяные пары улавливаются ворсом. При этом хороший ковер способен поглощать влагу в количестве до трети от собственного веса, при этом совершенно не намокая. А когда в помещении станет слишком сухо, он вернет в воздух влажные пары.
Одно из «противоречивых» свойств ковра – его способность улавливать пыль. Многие люди считают это отрицательным качеством. Но на самом деле паркет и линолеум накапливают не меньше пыли. Только с гладкой поверхности она поднимается в воздух от малейшего движения воздуха – и вы вдыхаете ее постоянно. А в ковре эта пыль находится в «связанном» состоянии до тех пор, пока вы не включите пылесос.
Ковры, кроме всего прочего, – отличный отделочный материал. Правда, в первую очередь это относится к полотнам, ложащимся на всю площадь помещения, – ковровым покрытиям. Они привлекательнее линолеума, дешевле паркета, удобнее того и другого в эксплуатации. С помощью ковров и ковровых покрытий можно формировать пространство помещения, зрительно разбивая его на зоны.
Сегодня в продаже есть ковры самых разных ценовых категорий. Если вы затрудняетесь решить, какую сумму стоит потратить на эту вещь, то, возможно, вам поможет формула:
Площадь помещения, покрываемого ковром, умножьте на стоимость квадратного метра квартиры (дома) и еще на 5%.
Если вы решили приобрести вместо ковра ковролин, то получившаяся сумма включает в себя расходы на подготовку пола, приобретение материала и его качественную установку.
История с коврами
На Алтае археологи нашли древнейший ковер, сотканный кочевниками две с половиной тысячи лет назад. В те времена ковры заменяли бродячему народу и седло и дом. Остановится всадник среди голой степи, снимет с коня ковровую «попону», развернет ее на земле – постель готова! Украшать же ковры люди начали, как только обрели, наконец, постоянное место жительства. На Востоке ковер стал самой главной вещью в быту. Он служил кибиткой для путешествий, ложем в доме, предметом культа (принадлежностью для молитв), был произведением искусства и лучшим подарком… Чем богаче жила семья, тем больше у нее было ковров. Покупать и продавать их было не принято: в каждом доме был свой станок и свои «ткачихи». Только в III веке нашей эры в мастерских и мануфактурах Персии и Малой Азии началось производство ковров на продажу. По Великому шелковому пути эти предметы восточной роскоши проникли на Запад. А спустя несколько столетий их повезли в Европу рыцари, участники крестовых походов, но уже не как товар, а как военную добычу. И, кстати, красивые тканые полотна пришлись по вкусу обитателям неуютных замков, испанцы, например, тут же изобрели свою технику производства гобеленов. В королевских дворцах очень скоро догадались, что ковры вполне могут стать символом могущества монаршей власти. Например, при Бурбонах никто не смел без разрешения короля ступить на ковер, затканный гербами правящей фамилии. В 1065 году в Лувре открылась первая ковровая мастерская, где ткачи день и ночь трудились над коврами для двора. Только для короля Людовика XIV они изготовили около сотни огромных полотнищ с изысканными рисунками. Простым же смертным ковры стали доступны лишь с падением династии Бурбонов.
Промышленное производство ковров началось в 1839 году. Правда, машины Жаккарда не могли обеспечить высокое качество и художественную ценность продукции. Соответственно, ковры ручной работы сильно выросли в цене. Многочисленные коллекционеры старинных восточных ковров спровоцировали появление огромного количества фальсификаций. Обманщики, чтобы придать новым коврам «благородную седину», травили их кислотой и щелочью, натирали кофейной гущей, палили и даже закапывали в землю. На аукционах старинные и современные авторские ковры продавались (и продаются до сих пор) за астрономические суммы.
Как мы видим, сама история превратила ковер из «вещи первой необходимости» для кочевников в символ достатка, хорошего вкуса и стабильности. И сегодня ковер остается одной из тех немногих вещей, которые покупают один раз и на всю жизнь.
От чего зависит цена ковра
1. Способ изготовления (ковры ручной работы стоят значительно дороже).
2. Материал изготовления (ковры из синтетических материалов на порядок дешевле).
3. Размер изделия.
4. Известность фирмы-производителя.
Виды ковров
Многовековая история ковров обусловила их чрезвычайное разнообразие. Их можно разделять по месту назначения (для пола или стен), по стилю и дизайну, по способу изготовления (ручные, мануфактурные и машинные), по материалу (шерсть, шелк, акрил). Но самая универсальная, на наш взгляд, классификация учитывает лишь наличие или отсутствие ворса.
Все безворсовые ковры произошли от обычной циновки. Правда, в старину ее суровую плетеную поверхность «смягчали», вручную привязывая к ней узелками ворсинки. Существует две основные разновидности безворсовых ковров – килимы и сумахи. Килимы не имеют технической (изнаночной) стороны, как ни верти – рисунок все тот же. Килим можно стелить на пол, использовать как скатерть или покрывало. Кроме того, его легко чистить, и он не портится от тяжелой мебели. Сумахи же отличаются от килима лишь тем, что имеют «изнанку».
Более привычны для нас ворсовые ковры. Существует множество разновидностей «пушистых» изделий. Мы назовем самые основные, а чуть более подробно с их характеристиками познакомимся ниже. Итак, ковер петлевой – пожалуй, самый недорогой, велюровый – подороже, саксони – еще дороже. Ковер-шег – самый пушистый и модный, фризе – «кудрявый», а cut-loop – комбинированный.
Наиболее распространены следующие структуры ворса ковров :
• петлевой одноуровневый, когда петли ворса не разрезаны и имеют одинаковую длину (ковры с таким ворсом лучше всего противостоят износу, однако грязь, проникающую в глубь ворса, трудно удалить);
• петлевой многоуровневый, при котором петли разной длины образуют скульптурный рисунок;
• велюр – короткий (до 8 мм) разрезанный ворс создает однородную, гладкую, похожую на бархат поверхность (самый простой в уходе вид ковра, однако на нем хорошо заметны следы шагов и грязи);
• саксони – стриженый ворс из крученой пряжи, образует ровную поверхность, имеющую характерный «зернистый» вид (саксони ценится за особую элегантность);
• фризе – высокий сильно скрученный ворс (неоднородность структуры помогает скрыть следы шагов и грязь, однако такие ковры сложны в уходе);
• cut-loop – в нем комбинируются разрезанный высокий ворс и низкие петли (неразрезанные петли создают скульптурный рисунок и помогают скрыть следы шагов и грязи).
Плотность ковра определяется тем, насколько близко друг к другу расположены его ворсинки (а не их длиной). Чем выше плотность, тем выше его износоустойчивость, тепло- и звукоизоляционные качества. Для оценки плотности тканого ковра следует посмотреть на его оборотную сторону. Если между нитями основы слишком большое расстояние, ворс быстро сомнется в процессе использования.
Особой популярностью пользуются скульптурные ковры, создаваемые по технологии ручного тафтинга. На сетчатую основу вручную привязывают ворс, формируя петельки и «ниточки» разных размеров и цветов. Ковер получается рельефным, с объемным рисунком и богатой цветовой палитрой.
Материалы для ковров
Ковры очень универсальны. Их можно стелить где угодно, даже в кухне и ванной. Главное, чтобы материал, из которого они сделаны, мог выдержать заданные условия эксплуатации.
Самый старый из материалов для ковров – шерсть. Она теплая, упругая, долговечная. Загрязнения на шерсти почти не заметны. Также ковры могут быть изготовлены из натурального шелка, хлопка, льна, джута и других природных материалов.
Из синтетических материалов на первое место можно поставить акриловое волокно. Правда, ковры из такого волокна требуют более частой уборки. Уступают им ковры из нейлоновых волокон, которые быстрее сминаются и легко загрязняются, если не имеют специальной обработки. Впрочем, нейлон отличается высокой прочностью, как и полипропилен. Экономичным материалом является синтетический шелк, который часто добавляют к другим волокнам для придания им объемности, однако сам он имеет плохую упругость.
С появлением синтетических волокон появились и новые технологии изготовления ковров. Когда-то все ковры ткали на ткацких станках, как гобелены. Сегодня большинство изделий производится методом ворсовых петель на машинах, которые прошивают грубую ткань основы петлями из объемной пряжи. Такие машины делают ковры во много раз быстрее и дешевле, чем ткацкие станки.
Уход за коврами из синтетических и натуральных материалов несложен. Он заключается в регулярной чистке пылесосом (желательно не только с лицевой стороны, но и с изнанки), изредка желательно использовать и влажную уборку с шампунем. Большинство пятен легко удаляются обычными моющими средствами, а механические повреждения, как правило, несложно устранить и в домашних условиях. Единственное, чего следует избегать, – это хранения ковра, сложенного вдвое или вчетверо, поскольку от этого образуются заметные складки, портящие внешний вид. По этой же причине не стоит выбивать ковер, повесив его на веревку. И, если все рекомендации будут строго соблюдаться, домашний «символ вкуса и стабильности» послужит не только вам, но и, возможно, вашим детям и внукам.
Автор: Любовь БОРИСОВА
Источник: http://style-chel.ru/