Адвокатская деятельность - это деятельность по предоставлению юридических услуг. А стало быть, как любая услуга, она требует продвижения на рынке с использованием различных приемов, наиболее действенный из которых, как известно, реклама. Стремительный рост численности адвокатов в России и значительное увеличение “коммерческой” составляющей в их работе повлекло за собой активное обсуждение вопросов, связанных с рекламой. Точки зрения, высказываемые при этом, порой диаметрально противоположны. Одни выступают за фактический запрет рекламы в деятельности адвокатов, другие, напротив, не видят существенного отличия адвокатской деятельности как объекта рекламы от иных рыночных услуг.
Имя адвоката - основа его финансового благополучия. Поэтому основной задачей адвокатской рекламы является приобретение «имени» адвоката или адвокатского конторы. Адвокат должен быть узнаваем потенциальными клиентами, и достигается это различными способами.
Фактор узнаваемости начинает работать при частом появлении адвоката на телевидение, радио, печатных СМИ, Интернете, и даже небольшие комментарии по тому или иному вопросу способствуют его известности. И здесь наиболее широкое поле для деятельности предоставляет Интернет, а особенно сайты, так называемых, on-line консультаций. Особых затрат со стороны адвоката в этом случае не требуется, ибо клиенты сами проявляют интерес к адвокатам, но лишь к тем, кто ведет активную деятельность. Качественным примером подобного рода сайтов может являться проект http://findjurist.ru.
Так адвокаты довольно часто используют такой способ “работы на свое имя”, как ведение в печатных СМИ колонки консультации граждан по правовым вопросам. Наибольший эффект достигается, когда при этом помещена фотография адвоката - без нее представление о нем не будет полным. Недостаток этого метода - ограниченность возможностей его использования, так как при всем обилии газет и журналов адвокатов все же больше. А Интернет такими недостатками не обладает.
В последнее время роль всемирной паутины в продвижении услуг адвокатов возросла особенно сильно. Этот способ ориентирован на достаточно широкий круг клиентов. Многие адвокатские фирмы имеют в Интернете свою страницу, где можно получить информацию о предоставляемых услугах, о членском составе, адресе расположения, о прейскуранте на оказываемые услуги. Однако наиболее прогрессивной тенденцией является предоставление on-line-консультаций, где посетители сайта задают интересующие их правовые вопросы и практически незамедлительно получают ответы.
В последнее время появились сайты, на которых размещены реестры адвокатов, обозначен рейтинг и дана информация об их деятельности. По сравнению со страницами юристов такие сайты гораздо более эффективно представляют юристов во всемирной паутине.
Адвокаты активно используют перечисленные способы рекламы в сети Интернет, так как возможности здесь гораздо шире, чем при использовании других видов, а затраты не столь велики и проблемы конкуренции стоят не настолько остро.