Автогрейдер. Все мы знаем, что означает это слово, ведь это одна из машин, доминирующих в вопросах постройки и обслуживания дорог. Чем же он сумел заслужить столь почетное звание? Ответ прост: он универсален.Автогрейдер. Все мы знаем, что означает это слово, ведь это одна из машин, доминирующих в вопросах постройки и обслуживания дорог. Чем же он сумел заслужить столь почетное звание? Ответ прост: он универсален.

Этот механический монстр способен выполнять функции нескольких машин, не испытывая при этом абсолютно никакого дискомфорта: он может профилировать землю, может создавать насыпи и откосы, способен перемещать грунт и дорожно-строительные материалы, перемешивать грунт и гравийные материалы с вяжущими добавками и материалами, заниматься устройством «корыт» и боковых канав… А еще он убирает снег.

Но почему ему это все удается? Ответ кроется в конструкции его отвала, позволяющей устанавливать его под различными углами и даже в различных плоскостях (вертикальной и горизонтальной, разумеется). Но важен не только отвал: к особенностям автогрейдера так же относится то, что при желании к нему вполне реально подсоединить дополнительные приспособления, например, рыхлитель или кирковщик.

Вообще, у конструкции автогрейдеров масса различных особенностей. Взять хотя бы коробки передач: кроме стандартных 4-х скоростных коробок, применяются так же и немецкие 6-ти скоростные. Вдобавок, они могут переключаться под нагрузкой. Мосты (ведущие) тоже заслуживают внимания: они есть как с балансирной тележкой, так и с цепными балансирами, обладающими планетарной передачей в ступицах (к примеру, Volvo, Liebherr или Komatsu).

Еще большую функциональность конструкции автогрейдера добавляют рамы с шарнирным сочленением, весьма удобные для работы в условиях стесненного пространства или на крутых поворотах (рамы имеют угол поворота в 20?-30?). Так же эти рамы применяются при движении, которое называется «Краб» (когда при повороте полурамы складываются в одну сторону и движение управляемых колес осуществляется в том же направлении, что и движение неуправляемых), оно позволяет повысить устойчивость машины, если приходится иметь дело с работой на боковых откосах (движение передних колес осуществляется по откосу, а задних – по горизонтали).

Такое строение рам так же повышает проходимость машины, потому что при такой конструкции для задних и передних колес создаются разные колеи, а еще такие рамы способствуют увеличению ширины автогрейдера, за счет чего повышается его «выносливость» (машина получает способность переносить большее количество грузов).

Автогрейдеры имеют многодисковые тормоза, работающие в масляной ванне. Эта самая ванна помогает продлить срок работы тормозов, тем самым, делая их еще удобнее и практичнее.

Особенности подвески и привода автогрейдера так же влияют на его функциональность. За счет них обеспечивается вынос отвала в две стороны, чтобы появилась возможность срезать откосы под углом в 90?.

Так же некоторые модели оснащены специальными приспособлениями для системы автоматизации планировочных работ, но это встречается далеко не у всех моделей. Еще в особенности автогрейдеров входит гидростатический привод колес (передних), который встречается намного чаще вышеупомянутой функции автоматизации планировочных работ.

В наши дни широко распространилась еще и система, автоматизирующая управление, а так же компьютерные технологии, позволяющие регулировать мощность и отслеживать параметры автогрейдера (рабочие) в так называемой системе реального времени. Сюда же входит возможность управлять скоростью в зависимости от внешней нагрузки, выпадающей на долю автогрейдера.

И, конечно, вне всякого сомнения, отдельной статьи заслуживает рабочее место (или место оператора, как вам больше нравится). Работа на такой машине, как автогрейдер, нуждается в комфортном оформлении. Об этом и поговорим. Сперва нужно оговорить, что место водителя (оператора, работника и т.д.) находится, естественно, в кабине (и нигде больше!). И эту самую кабину и следует щедро оделять всяческими приспособлениями для улучшения условий работы. Приспособление первой надобности – система шумо- и термоизоляции (ведь автогрейдер – не слишком «тихая» машина, да и погоду для работы не закажешь заранее), этим и снабжается большинство кабин. Учитывая условия работы автогрейдера, стоит отметить специальный усиленный каркас (это на случай, если машина внезапно перевернется). Он служит весьма неплохой защитой в экстренной ситуации. Для повышения эффективности работы оператора в кабинах нередко устанавливается расширенное застекление, которое заметно повышает видимость и ширину обзора местности.

Естественно, помимо эффективности работы машины, стоит учесть и человеческий фактор. Именно к потребностям ранее упомянутого фактора обращены регулируемое сиденье (с амортизацией для еще большего комфорта) и регулируемая колонка руля. Так же сюда относятся вентилирующая система и система обогрева, которые, в зависимости от пожеланий заказчика, вполне возможно дополнить системой кондиционирования.

И, говоря об автогрейдерах, нельзя не сказать о нашем, российском парке. Если сравнить технические характеристики «Отечественных» и зарубежных автогрейдеров, можно легко убедиться в том, что «наши» не слишком сильно отстают в развитии, а если быть более точным, практически равны «иностранцам». Однако имеются и пункты, по которым мы все еще отстаем. Это те самые гидростатический привод, подшипниковые поворотные круги для отвала, и уже упомянутая компьютерная система слежения за параметрами работы машины, компьютеризация системы управления мощностью и управления в общем (и целом).

Раз уж речь зашла о нашем парке автогрейдеров, нужно упомянуть о том, что в последние годы назревает серьезная проблема. Она заключается в том, что российский парк автогрейдеров остро нуждается в обновлении, которое, вроде бы, рассчитывают выполнить за счет финансирования входящей в Федеральную программу транспортной системы страны подпрограмму «Дороги России» (конечно, если финансирование поступит в заявленном размере).

Если же все пойдет по заготовленному правительством плану, вполне предсказуемо будет ожидать взлета спроса на эти машины (автогрейдеры, мы же о них говорим.), и, что еще более предсказуемо – роста производства автогрейдеров.

Суммируя все вышеизложенные факты, можно сделать вывод, что автогрейдер является действительно универсальной и «функционально-одаренной» машиной, незаменимой при строительстве дорог и их непосредственном обслуживании.