Оценка экономической эффективности проекта внедрения системы автоматизации является обязательной составляющей его технико-экономического обоснования.В целом, выделяются три основные группы методов, позволяющие определить эффект от внедрения системы автоматизации: финансовые (они же количественные), качественные и вероятностные.
У каждого метода, финансового или не финансового есть свои минусы. Понятно, что автоматизация – тонкий процесс, и далеко не в каждом бизнес-процессе можно оценить финансовую составляющую эффекта от нее.
Финансовые методы оценки эффективности инвестиций в IT-проекты представлены тремя группами:
1. NPV (Net Present Value) – чистый приведенный доход или чистая приведенная стоимость. Показывает будущую стоимость вложений в проект и отдачи от него в привязке к сегодняшним деньгам. То есть приводит все денежные потоки к настоящему времени, так как ясен тот факт, что доллар, полученный сегодня, и доллар, полученный через год, в реальности являются совершенно разными величинами. Стоимость денег меняется со временем.
2. IRR (Internal Rate of Return) – внутренняя норма доходности (рентабельности) проекта. Определяет процентную ставку от реализации проекта, а потом сравнивает эту ставку со ставкой окупаемости с учетом рисков. Это абсолютный показатель, который позволяет не только принимать решения по каким-то конкретным проектам, но и сравнивать проекты с абсолютно разным уровнем финансирования, с абсолютно разными бюджетами.
3. Payback period – срок окупаемости инвестиций. По сути, это анализ возврата средств исходя из принятых в компании максимальных сроков окупаемости вложений.
Каждый из этих методов не свободен от недостатков. Поэтому расчет всех трех показателей дает полное понимание о деньгах проекта, о прибыли и об экономическом эффекте, который будет получен от внедрения.
Но и эти методы расчета эффективности используются не всегда, по причине приблизительного характера финансовых расчетов, так как возникают определенные трудности в идентификации будущего денежного потока от внедрения системы автоматизации. Вопреки расхожему мнению, во многих областях этот будущий поток рассчитать можно. В нашем случае, автоматизация продажи билетов и билетного хозяйства может принести следующие выгоды:
* Сокращение расходов на оплату труда, в связи с заменой участков ручного труда машинным;
* Увеличение числа клиентов (в зависимости от типа спортивного сооружения – от 20 до 70%) и, как следствие, увеличение прибыли;
* Снижение расходов на печать билетов (при заказе печати билетов часть тиража до 40% попросту уничтожается);
* При использовании систем ограничения и контроля доступа, также очевиден рост прибыли (проблема безбилетников исчезнет, так же не помогут никакие родственные и дружественные связи контролеров и посетителей – билет придется приобретать в любом случае).
Очевидно, что эти показатели достаточно легко переводятся в деньги. Как показывает практика, от 60 до 75% функционального объема проекта можно перевести в будущий денежный поток. И от 25до 40% остается на качественную и вероятностную оценку проекта.
Первый качественный нефинансовый метод получил название информационной экономики (Information economics). Его идея в том, что руководство компании организует некую систему координат – определяет приоритеты в развитии бизнеса и расставляет приоритеты проектных критериев. И тогда проект оценивается на соответствие этим разработанным критериям. То есть ожидаемый качественный эффект от проекта сравнивается с желаемыми эффектами.
Среди вероятностных методов наиболее популярен метод прикладной информационной экономики (Applied Information economics). Это модифицированный метод информационной экономики. Его идея состоит в том, чтобы для каждой из заявленных целей проекта определить вероятность ее достижения и далее из нее вывести вероятность улучшений в бизнес-процессах компании.
Перечисленные методы являются наиболее приемлемыми при оценке окупаемости вложений в проект автоматизации. Но не стоит забывать, что основной эффект и главная ценность внедрения системы автоматизации заключается в предоставляемых им возможностях по автоматизации продажи билетов и билетного хозяйства в ледовых дворцах, стадионах, бассейнах и других спортивных сооружениях.