В самом начале разговора об освещении кухни следует заявить категоричное “НЕТ” расположению первого попавшегося светильника в геометрическом центре потолка. Независимо от планировочной концепции кухни в общей структуре квартиры, следует очень тщательно продумывать количество и облик осветительных приборов, а также единственно верное место для каждого из них.
В настоящее время среди массовых светильников достаточно трудно отыскать золотую середину: либо они чересчур декоративны, либо чисто функциональны. Все уже устали от светильников, дающих грубый, направленный пучок света. Просто осветительная арматура - это скучно, светильник должен быть объектом самодостаточным. Пора делать приятные стильные вещи, но при этом они не должны выходить из контекста интерьера.
Что касается непосредственно света у обеденного стола, то трапеза - действо довольно интимное. Здесь должен быть либо очень хороший свет, выделяющий фактуру стола и блюда на нём, но ни в коем случае не мешающий общению, либо очень лёгкий декоративный светильник, который не даёт почти никакого света, но зато является своеобразным украшением.
Виктор Фрейденберг, художник
Если кухня маленькая, общий свет может непосредственно формироваться источниками, предназначенными для различных функциональных зон, - об этом речь пойдёт дальше. А вот помещение достаточно просторной кухни должно быть оснащено специальными светильниками общего назначения. Для общего освещения оптимален верхний, равномерно распределённый свет, обильно и мягко льющийся с потолка. Для создания такого света используют несколько категорий светильников. Прежде всего, это всевозможные точечные источники, как стационарные, так и подвижные, свободно вращающиеся в нескольких направлениях.
Главная задача верхнего освещения - поддерживать светлую атмосферу кухни в вечернее время. Помимо этого, если кухонная зона в квартире с открытой планировкой не имеет окна, верхний свет служит полной заменой дневного ориентирующего освещения. В таких кухнях с постоянно включёнными лампами сложно предугадать требуемое количество света. Как правило, точечных светильников либо недостаточно, либо их свет чересчур назойлив. Из сложной ситуации можно выйти разными способами, создав, к примеру, иллюзию прорезанного в потолке окна. Для этого используют подвесные конструкции, смоделированные из полупрозрачных, пропускающих свет материалов. При этом между перекрытием и плоскостью потолка размещают достаточно мощные равномерно распределённые светильники. Лучше всего в такой ситуации применять удлинённые линейные источники искусственного света. Если кухня расположена непосредственно под крышей здания, лучшим решением является использование естественного света, нисходящего с потолка. В этом случае устраивают “фонари” различной конфигурации с применением специальных кровельных окон.
Общее освещение можно создать при помощи нескольких потолочных светильников, обеспечивающих равномерно распределённый в пространстве кухни свет. Однако зачастую для этого требуется слишком большое количество источников. Поэтому иногда лучше не равномерно заливать кухню общим светом, а сосредоточивать потолочные источники над её основными функциональными зонами: рабочим фронтом, обеденным столом и барной стойкой, если таковая имеется в наличии.
Для освещения рабочего фронта эффективны два варианта светильников: ряд одиночных, закреплённых на потолке, и точечные, встроенные в карниз над верхним краем навесных шкафов. Чем выше потолок, тем длиннее могут быть шнуры светильников. Но не следует располагать их ниже верхнего края кухонных полок, иначе светильники будут мешать открыванию дверец.
Невысокие потолки лучше не перегружать светотехническими формами. Аккуратный карниз, представляющий собой часть кухонной мебели, - отличное место для монтажа миниатюрных источников ориентирующего света. Кстати, наименьшие размеры на сегодняшний день имеют точечные светильники с галогеновыми лампами. Однако такой вариант освещения слишком широко распространился и уже утратил оригинальность. В последнее время точечный свет с успехом заменяют светильники вытянутой формы, также встроенные в выступающую часть подвесных шкафчиков.
Над навесными шкафами без карниза можно расположить светильники на гибких или подвижных кронштейнах. Такое освещение позволяет регулировать направление светового потока. Это всегда удобно, поскольку создаёт условия для индивидуальной “постановки” света.
Зачастую обозначенные виды общего освещения небрежно именуют “подсветкой” и считают декоративным излишеством. В действительности же грамотно установленный вдоль верхнего карниза кухонной мебели свет выполняет лидирующую роль в световом зонировании рабочего фронта.
Рабочий свет
Одного верхнего освещения не всегда достаточно для комфортного приготовления еды и приятных обедов за заботливо накрытым столом. Поскольку кухня прежде всего функциональное помещение, одна из ведущих ролей отдаётся в ней рабочему освещению. Верхний свет иногда даже не является обязательным, он всего лишь дополняет различные виды функционального.
Рабочее освещение кухни формируется локальными источниками света. При этом светильник будет помогать делу только в том случае, если он располагается в строго определённом месте, на необходимом уровне, потому что столешница должна быть достаточно хорошо освещена. Помимо этого, падающий свет должен максимально охватывать область рабочего стола, мойки и плиты. Иногда бывает достаточно освещения, встроенного в вытяжку, для которого применяются самые разнообразные лампы. Если свет от вытяжки дополняется другими светильниками, во избежание цвето-светового разнобоя, весьма неприятного для глаз, лучше выбирать спектрально близкие источники.
Однако наиболее мобильный вариант для рабочего света в кухне представляют собой лампы на “прищепках”. Никакой ответственности: подвесил - не подошло - снял. Гениально!
Чаще всего освещение рабочей зоны создаётся при помощи светильников, встроенных под полками. Оптимальный вариант - удлинённые лампы, обеспечивающие равномерное распределение света вдоль рабочей поверхности, особенно если кухня обладает протяжённым фронтом. Такие лампы компактны и потому почти незаметны, ими хорошо пользоваться при устройстве скрытого освещения.
Если подобный вид освещения предусмотрен в кухонной мебели, для него бывает достаточно вывести из стены провод на уровне чуть выше нижнего края навесных шкафов. Если светильники устанавливаются автономно, для них потребуются отдельные розетки. В случае, когда автономные светильники оборудованы о тдельным выключателем, достаточно подвести провод вышеописанным способом.
Пространство над столешницей чаще всего бывает насыщено всевозможными хозяйственными мелочами и кухонной утварью. В этом случае скрытые источники света не создадут и не усилят впечатления хаоса. Но, допустим, оформление кухни задумано нарочито лаконичным. Тогда пустынный, почти бесцветный фронт эффектно подчёркнут несколько дизайнерских светильников, обладающих характерными формами.
Автономные светильники - отличное решение для кухни без навесных шкафов. (Ну, если не по всему фронту, то к примеру, вдоль оконной стены.) Для этого годятся практически все модели настенных светильников, главное, чтобы они вписывались в стилистику кухни. Кстати, здесь также можно использовать настольные лампы, почему бы нет? Ну и конечно же, всевозможные светильники на гибких кронштейнах и рычагах-пантографах, благодаря которым форму и место светового пятна можно легко корректировать.
Светлые дополнения
Необычным дополнением к основному освещению кухни является свет внутри шкафов с полупрозрачными дверцами. С одной стороны, такое освещение имеет чисто функциональное назначение - высвечивать внутреннее пространство и содержимое вместительных полок. Конечно, можно обойтись и без лампочки в полке, но стоит лишь единожды попробовать, и уже невозможно представить себе шкаф тёмным и неуютным. Это так же, как с холодильником, который становится совсем непривлекательным, когда в нём перегорает лампочка. Помимо этого, свет, льющийся сквозь лёгкие дверцы, создаёт в кухне мягкий ореол неповторимого уюта.
Вдали от стен
Современные кухни отличаются достаточно свободным подходом к планировке. Рабочий фронт необязательно должен быть вытянут вдоль стен, он может располагаться, к примеру, посередине помещения. Таким способом может быть создано достаточно много вариантов компоновки - от узкой высокой столешницы для еды “на ходу” до вынесения в центр кухни всего оборудования. Подобная планировка требует определённого подхода к освещению, поскольку иного места для размещения светильников, кроме потолка, просто не остаётся.
Если в середине кухни размещена плита, целесообразно оборудовать рабочую зону основательной вытяжкой с мощными встроенными светильниками. Вместе с верхним общим освещением их будет вполне достаточно для всех кухонных дел.
Когда вытяжка над автономным фронтом отсутствует, комфортное освещение может быть создано при помощи разнообразных светильников на удлинённых шнурах. Оси светильников не должны выходить за контур рабочей поверхности, а лучше всего, если они пересекаются с осью столешницы. Свет от висящих ламп не должен бить в глаза, поэтому рассеивающие “молочные” абажуры в данном случае являются лучшим решением. Количество и мощность источников специально подбираются в каждом отдельном случае.
Распространённым вариантом освещения для свободно расположенного фронта является специальная конструкция с точечными светильниками. К сожалению, в большинстве случаев такое сооружение выглядит чересчур жёстко и тривиально, хотя стоимость его сопоставима со стоимостью нескольких потолочных светильников.
Над обеденным столом
Свету в обеденной зоне надо уделять особое внимание. Создавая настроение для трапезы, невозможно обойтись исключительно общим освещением.
Размещение светильника в обеденной зоне непосредственно зависит от местонахождения стола. Возможны два основных варианта: стол расположен в помещении свободно или примыкает к стене. В первом случае чаще всего к потолку над столом подвешивают одиночный светильник. Его высота выбирается произвольно, в зависимости от конкретных требований. Всегда удобно, если она регулируется: высоко расположенный светильник делает стол более торжественным, низкий - “тесным” и уютным. Облик светильника над столом может быть сложным и весьма претенциозным. Главное, чтобы поверхность стола была охвачена пятном света. Так что основное требование к абажуру над столом, чтобы он обеспечивал интенсивный, направленный к столешнице свет. Остальное помещение может оставаться в зависимости от оформления верхней части абажура погружённым во мрак, в полутень или пестреть контрастными рисунками света, бьющего сквозь прорези плотного колпака.
Пространство над большим обеденным столом можно обозначить группой мелких светильников на длинных основаниях. Их можно располагать в геометрическом порядке и произвольно, варьировать длину штанги и создавать тем самым весьма оригинальные композиции.
Нередко в процессе эксплуатации положение обеденного стола слегка корректируется, а светильник при этом остаётся на прежнем месте. Если для вас такие перестановки являются нормой, то лучше изначально не делать отверстия в потолке, а расположить возле стола торшер с высокой дугообразной “ногой”, свет от которого будет направлен непосредственно к столешнице.
Стол, стоящий у стены, можно осветить с помощью одного-двух бра, закреплённых на высоте около метра от уровня столешницы. Лучше всего, если у бра длинные кронштейны, а световой поток направлен вниз. Кстати, место на стене с успехом занимают лампы с пантографом. А ещё на обеденном столе отлично себя чувствует высокая настольная лампа с плотным абажуром. Она и стол украшает, и является функциональным дополнением к полуночным посиделкам.
Обеденная зона, как правило, имеет почти во всех домах немудрёный, весьма стандартный облик: стол да стулья, ну, иногда ещё ваза с фруктами или цветами. Именно в такой ситуации акцент можно сделать на остроумной форме дизайнерского светильника, который сразу же займёт лидирующее место не только в вечернем, но и в дневном интерьере.
В заключение необходимо сказать об основных технических показателях источников света в кухне. В рабочей зоне для качественной готовки требуется интенсивное освещение столешницы и предпочтителен нейтральный спектр ламп, не искажающий естественного вида пищи. За обеденным столом освещение должно быть таким, чтобы блюдо выглядело приятно и аппетитно. Мягкий, осторожный свет создаст благоприятную атмосферу как для тихой будничной, так и для праздничной домашней трапезы.
Автор: Ольга Прудникова
Источник: http://www.batteryteam.ru/