Есть в дизайне темы, близкие экзаменационным. Но вот парадокс: чем, казалось бы, очевидней они себя исчерпали, тем больше желающих найти в них что-то своё, новое, не изведанное предшественниками. В стилистике, в колористике, есть такие предметы и, конечно же, такие формы. К разряду последних, безусловно, относятся базовые круг и квадрат, и их производные - куб и шар.
Они могут играть в прятки и лишь смутно угадываться в очертаниях. А могут быть настолько явными, что перед нами оказывается уже не кубическое кресло, а куб, в котором едва узнаётся кресло. Особая прелесть подобного рода вещей в том, что их неявная, но очень читаемая связь позволяет компоновать из них самый пёстрый интерьер. где все же останется неуловимый объединяющий мотив. Что особо актуально в современном многообразном и многослойном стилевом пространстве.
Появление любого из этих элементов в предмете тут же толкает дизайнера на целый ряд действий. Во-первых, выжать из благородной формы все возможные ассоциации и подтексты. Во-вторых, постараться высказаться о ней по-своему. В-третьих, игры проводятся как с материальным кубом или шаром, так и с пустотой в фор-ме куба или шара, с деталями в форме куба или шара, наконец, с их диагоналями, углами, центром и прочими частями.
Это по-своему сродни поиску философского камня или золотой пилюли бессмертия: на каком-то этапе результат замещается процессом, и сама игра становится важнее победы. А победить в неравной борьбе с собственным же человеческим изобрете-нием — геометрическим телом — хочется, Хочется найти порог его узнавания, его функциональных возможностей, проверить на нём все материалы, цвета и фактуры. Очень важно доказать себе, что предела фантазии нет и не предвидится. Что и в плане, и на фасаде, и в объёме каждая эпоха и каждый стиль даже такую строгую и математически выверенную фигуру на-рисуют по-своему.
На самом деле эти игры — не только плод амбиций. Такие фигуры очень устойчивы, экономичны, практичны и безупречно эстетичны. Трудно спорить с математическими выкладками о жёсткости конструкции и рациональной площади поверхности при заданном объёме. Трудно найти нечто столь же нейтральное, сколь и выразительное. Неважно, собирается ли сам предмет из кубов, вписывается ли серия кубических предметов в квадрат интерьера, или панели членятся в виде квадратов. В любом случае идеальная «стыковка» вам гарантирована.
Самоопределение квадрата и круга выглядит примерно таким образом. Круглый стол — от круга общения, от традиции короля Артура, от равноправия и единения, от удобства обозрения, просто от логики посуды и всего, что на таком столе располагается. Квадрат стола обязывает к более противоборствующему поведению, к лёгкому соперничеству и некоторой конфронтации. Поэтому квадрат чаще встречается не в горизонтальном, а в вертикальном исполнении, где противопоставление верхнего и нижнего, правого и левого не носит личностной окраски.
Квадратная или кубическая кровать (если прибавить модный ныне балдахин) опять же логична и устойчива в менталитете большинства культур. Круглой может быть банкетка или софа для кратковременного отдыха. Возможно, поэтому как правило удачны круглые пуфики и табуреты, и гораздо реже — кресла и стулья. Карусель - развлечение не для всех. Вспомните, в эпохи «круглой» земли все рвались к переменам и рациональному устройству миропорядка. А во времена земли «квадратной», напротив, стремились к сохранению и поддержанию стабильности и не ухудшению существующего. Приятно и нормально опираться на фигуру, логично соединившую статику и динамику, принимающую двуединство мира — квадрат и куб. И более опасно опираться на потенциально взрывной, хотя внешне замкнутый, без начала и конца, без челове-ческой логики спины и лица шар, круг.
Однако вернёмся к мебели. Мимо квадрата и куба не прошли ни светильники, ни тарелки, ни «мягкая» и «жёсткая» мебель. Столь сдержанная внешне форма позволяет разыграться внутри: жёсткая геометрия “держит” членения, хаотические орнаменты, контрастные цвета. Кроме того, появление столь значимых фигур в свите, подобно мельканию в эпизодах известных артистов, украшает даже рекламный ролик. Круглая подушка, квадратная спинка, кубическая полка не испортят, а дополнят любой предмет, как бы он ни строился сам по себе.
Вглядитесь в мебель повнимательнее. Там, где прошли наши герои, всегда есть элемент достоинства и классичности, устойчивости и крепкой базы.
А самое, пожалуй, привлекательное, что геометрически четкий элемент наделяет своим авторитетом и непреходящей ценностью любой материал. Картонная коробка выглядит столь же солидно, как куб камня, пластик обретает весомость металла, а ткань – блеск кожи. Может, поэтому к старым, как мир, формам и вернулись во времена ДСП и стекла, вспененных полимеров и клееных конструкций. Зрительно все материалы уравниваются, едва преобразовавшись в шар или куб, квадрат или круг. Материалы, и даже предметы мебели будут изобретаться, сменятся стили. Но мрода на вечные фигуры – загадочные, как сфинксы и ясные, как солнце – не пройдет никогда. Чем проще, тем долговечнее; чем яснее, тем таинственней, чем понятнее, тем в больших комментариях нуждается. А главное – со всех точек красивы куб и шар, круг и квадрат.
Источник: http://www.salon.by/