Industrial (Индастриал) — музыкальное направление, отличающийся выраженной экспериментальностью и особой эстетикой механических и других промышленных звуков. Если заглянуть глубже в историю возникновения данного стиля, то можно узнать, что уже в 1913 году в труде Луиджи Руссоло “The Art Of Noises” прослеживаются некоторые элементы идеологии современного индастриала.Также большой вклад в развитие идеологической основы внесли Эрик Сати, Пьер Шеффер и другие представители футуризма. Окончательно индастриал оформился в 1974 году в Англии. Этому способствовала группа “Throbbing Gristle”, основавшая лейбл “Industrial Records”, по названию которого и был назван стиль. Хотя есть другое расхожее мнение, что этим названием пионеры индастриала отделяли свою музыку от музыки прошлого, бывшей по их выражению “более аграрной” (намек на промышленную ¬ – индустриальную – революцию в Англии XVII века). Изначально индастриал был не только музыкальным направлением, но и идеологическим. Основным методом стала шоковая тактика.
В период с 1974 по 1981 год появляется множество музыкантов и групп этой направленности во всех частях света. Среди них наиболее известны “Boyd Rice(NON)”, “Einstuerzende Neubauten”, “SPK”, “Merzbow” и др. Они составили т.н. “классический индастриал”. Но популярным направление так и не стало. “Throbbing Gristle” распались в 1981 году, заявив о завершении “индустриальной” эпохи и начале “постиндустриальной”. Для музыкантов это означало смену тактики. Произошел переход от industrial к post-industrial. Бывшие участники “Throbbing Gristle” образовали несколько новых проектов, звучание которых сильно изменилось по сравнению с “TG”. Другие “классические” индустриальные группы, такие как “SPK” и “Einstuerzende Neubauten”, также перешли на “новую стратегию”. Появились и совершенно новые проекты. Постиндустриальная музыка стала менее агрессивна, однако, вся та радикальность вылилась в эксперименты и неслыханную изобретательность. Теперь post-industrial музыканты совмещают старый индустриальный подход с другими направлениями музыки: танцевальной, фольклорной, ритуальной.
В современном пост-индастриале выделяют несколько подстилей:
1. EBM (Electronic Body Music) – наиболее популярный сейчас стиль постиндустриальной музыки. Звучание представляет собой зацикленные синтезаторные мелодии с танцевальным ритмом и обильным использованием сэмплов. Термин EBM был придуман музыкантами бельгийской группы “Front 242″ совместно с участниками проекта “Die Krupps”, которые теперь считаются основоположниками стиля. Наиболее типичные представители: “Front 242″, “Nitzer Ebb”. Элементы EBM с изрядной долей elektro присутствуют также в музыке соло-проекта известного шведского музыканта, композитора, продюсера, лидера “Hypocrisy” Петера Тагтгрена “Pain”.
2. Elektro (electro-industrial) – это понятие не является самобытным. Скорее, Elektro можно классифицировать как разновидность EBM. По сравнению с EBM эта музыка более плотная и атмосферная, но менее танцевальная. Часто используется искаженный вокал. В рамки этого стиля с трудом входит одна из самых влиятельных индустриальных групп “Skinny Puppy”. Наиболее типичные представители: “Wumpscut”, “Skinny Puppy”, “Front Line Assembly” (ранние работы).
3. Power Noise (Rhythm’n'Noise) – этот стиль иногда путают названием с Power-electronics, однако, эти стили имеют мало общего. Power Noise фактически даже не относится к стилям Noise-музыки. Композиции основаны на быстром, сильно дисторшированном ритме с частым использованием “рваных” синтезаторов. Наиболее типичные представители: “PAL”, “Noisex”, “Converter”, “Imminent Starvation”.
4. Aggro-industrial – это направление часто путают с EBM, однако это не правильно. Отличительным признаком “аггро-индастриала” является наличие “риффованой” гитары и “брутального” вокала. К этому может прилагаться как EBM, так и “synth-pop” ритм-секция и диско-клавиши. Наиболее типичные представители: “Ministry”, “KMFDM”, “Nine Inch Nails”.
5. Martial Industrial – в первую очередь этот стиль отличается военной тематикой: от средневековых крестовых походов до современных войн. В композициях можно встретить мелодии военных лет, трубы, чтение манифестов или звуки выстрелов и взрывов. Все это, как правило, записано в низком качестве с шумом и искажениями, в чем проявляется своеобразная lo-fi эстетика, свойственная индастриалу. Основоположник стиля — югославская группа “Laibach”, в 80-ые годы активно вмешивавшаяся в политику своей страны, за что была даже изгнана из коммунистической Югославии. Музыку в этом стиле также часто причисляют к Darkwave. Наиболее типичные представители: ранний “Laibach”, “Der Blutharsch”, “Milan Fras”.
6. Dark Folk (Apocalyptic Folk) – начало ему положила английская группа “Current 93″ (состоящая фактически из одного человека — Дэвида Тибета), выпустив в 1987 году альбомы “Imperium” и “Swastikas for Noddy”. Тогда же сформировались характерные черты этого стиля — игра на традиционных инструментах (часто на акустической гитаре), и использование в текстах песен религиозных и фольклорных символов. Иногда Dark Folk группы перепевают народные песни. При этом стиль во многом наследовал индустриальную эстетику, и в композициях некоторых групп можно встретить использование сэмплов и шума в качестве музыкальных элементов. Наиболее типичные представители: “Current 93″, “Death in June”, “Sol Invictus”.
7. Dark Ambient – один из основных самостоятельных стилей постиндустриальной музыки. Корни Dark Ambient менее всего связаны с другой современной музыкой и идут, разве что от основоположника эмбиента Брайена Ино и классического индастриала. Dark Ambient включает в себя несколько других стилей и вплотную соприкасается с Power-Electronics и Death Industrial, о чем свидетельствует большое количество проектов, смешивающих элементы этих стилей. Считается, что одним из первых Dark Ambient стал записывать Брайан Уильямс (проект “Lustmord”) где-то в начале 80-ых. На Dark Ambient и близких к нему стилях специализируется один из самых крупных индастриал-лейблов “Cold Meat Industry”, основанный Роджером Кармаником (проект “Brighter Death Now”) и “Lina Baby Doll” (”Deutsch Nepal”) в 1987 году. Dark Ambient, как следует из названия, представляет собой более мрачную версию классического эмбиента. Эта музыка призвана создать атмосферу, не концентрируя внимание слушателя на элементах вроде мелодии или ритма. Она наполнена низкочастотными гудениями, фоновым шумом и металлическим звоном, редкими отрывками мелодий и голосов, иногда — монотонным ритмом или пульсацией. Основатель “Lustmord” — Брайан Уильямс говорил, что предназначение этой музыки в том, чтобы перенести слушателя в место, куда он сам никогда и ни за что бы не попал. Многие ранние записи “Lustmord” производились в пещерах и других физических местах для создания натуральной реверберации. Однако, большинство Dark Ambient альбомов записывается все же с использованием электронных эффектов. Понятие “звуковой ландшафт” (soundscape) связано в первую очередь именно с Dark Ambient. Идейно Dark Ambient-музыканты не вмешиваются в какие-либо политические, моральные или религиозные проблемы, их музыка скорее предназначена для изучения самого мироздания. Однако отпечаток кризисов индустриального общества на всем часто делает эту музыку темной и невеселой, но величественной. Наиболее типичные представители: “Lustmord”, “Deutsch Nepal”, “Raison d’Etre”.
8. Drone Ambient – этот стиль иногда называют частью Dark Ambient, но его можно определить, как достаточно самостоятельный. Стиль возник из экспериментов немецкой группы “Maeror Tri”, которая до этого играла гитарный нойз. В январе 1993 один из ее участников Stefan Knappe создал лейбл Drone Records. Отсюда произошло название стиля. Лейбл до сих пор является базой большей части Drone Ambient-проектов. Музыка Drone Ambient достаточно оригинальна. Она состоит только из низкочастотных гудений — дронов, извлекаемых из гитар, синтезаторов и других инструментов. Часто используются природные звуки, но их звучание также преобразуется в дроны. Компьютеры и секвенсоры используются очень редко, и, как правило, вся музыка делается “вручную”. Даже для записи альбомов используется аналоговая аппаратура. Например, “Maeror Tri” записывали свои гитарные композиции на пленку, которую в некоторых случаях воспроизводили в обратную сторону, получая совершенно особое звучание. В 1996 году группа распалась и в настоящее время состав “Maeror Tri” без одного участника пишет музыку под именем “Troum”. Как написано на их официальном сайте: “Troum используют музыку как прямой путь к Бессознательному, целясь в архаическую сущность человеческой души”. Наиболее типичные представители: “Maeror Tri”, “Troum”, “Crawl Unit”.
9. Ritual Ambient (Ritual Industrial) – эта музыка призвана передать дух древних ритуалов поклонений языческим богам. В композициях часто используются разнообразные сложные перкуссии, иногда сменяемые эмбиентными ландшафтами или этническими песнопениями. Однако, музыка может состоять и из звуков промышленного или электронного происхождения — музыканты распознают ритуальный дух и в современных технологиях. Часто композиции умышленно делают монотонными и продолжительными (от 10 до 30 минут и больше) для создания гипнотизирующего эффекта. Наиболее типичные представители: “Hybryds”, ранний “Ah Cama-Sotz”.
10. Noise – один из старейших стилей в индустриальной музыке. Основоположником считается американец Boyd Rice (проект “NON”), в 70-ых годах впервые начавший выпускать в массы чистый, немузыкальный шум в качестве законченных музыкальных произведений. Классический Noise всегда лишен мелодии и музыкального ритма, и фактически выходит за пределы понятия музыка. Однако, в композициях часто используется вокал и голосовые сэмплы, в чистом или искаженном виде. Стили Power Electronics и Japanese Noise часто называют разновидностями Noise. Наиболее типичные представители: “NON”.
11. Japanese Noise – наиболее радикальный стиль индустриальной музыки, появившийся в Японии. Музыка отличается особой концептуальностью и наиболее трудна для восприятия. Композиции представляют собой чистый шум, зацикленный или относительно хаотичный. Аппаратура для его извлечения и преобразования часто создается собственноручно, и музыканты, как правило, ограничивают себя в выборе источников шума, что является частью концепции. Основоположником стиля считается японец Масами Акита (проект “Merzbow”). Наиболее типичные представители: “Merzbow”, “Aube”, “Masonna”.
12. Power-Electronics – истоки этой стилистики, конечно же, лежат в трудах лидеров старого правильного индастриала вроде “Throbbing Gristle”, “Whitehouse”, “Maurizio Bianchi/M. B.”, отчасти “SPK”, и именно эти команды и можно считать отцами-основателями, однако лишь в самом общем смысле. Появившиеся в 90-х гг. ХХ в. работы все же довольно сильно отличаются от пробных, сомнительных шагов первопроходцев. Прежде всего, это плотное мрачное звучание полное шершаво-скрежещущего агонизирующего нойза и крайне агрессивное настроение композиций. Со временем обязательной чертой стиля стал также дисторшированный вокал в оруще-декламирующей манере на полит-исторические темы. Звучание power-электронных команд простирается от монотонных коллажей, навязчивых закольцованных сэмплов ранних работ до свободных импровизаций современности, иногда ритмично-перкуссионное, но при этом стремительно-атакующее и травмирующее. Также стоит отметить имеющееся в стиле частое различие между сдержанным и невзрачным студийным материалом и беснующимся, остервенелым концертным исполнением. Наиболее типичные представители: “Mlada Fronta”, “Genocide Organ”, “Anenzephalia”, “Con-Dom”, “Brighter Death Now”.
13. Death industrial — сравнительно молодой, но уже канонизированный стиль индустриальной музыки. Среди его специфических особенностей необходимо сразу назвать тяжелое и медленное звучание, мощное и давящее. Иногда особо выделяют такой подстиль как death ambient (правда, на уровне рекламных пресс-релизов в индустриальных дистрибуциях), но по сути это одно и тоже — индустриальная музыка, отличающаяся как неторопливостью развития композиции, так и безжизненностью, мрачностью атмосферы, изредка включающая и глуховатый, нечеткий ритм. Как правило, death industrial проекты тщательнейшее внимание уделяют глубокому басовому звуку с прочувствованными низкочастотными событиями. Также характерно и использование заимствованных элементов, которыми разбавляются композиции — drone (гудящие звуки, часто используются в эмбиенте), microwave (микроволна, специфические “переливы” звука), сэмплы природных, техногенных, найденных звуков. Иногда death-индустриальные по сути альбомы характеризуют как медленный power-electronics, наверно, это не совсем верно, потому как power-electronics — это блицкриг на мозг слушателя, но не глубокая атмосферная импрессия. Death-индустриальное творчество тематически часто затрагивает не социо-культурные или политические моменты, но ритуально-мистические, и даже инфернальные аспекты. Наиболее типичные представители: “Brighter Death Now”, “Ex. Order”, “Death Squad”, “Fear Factory”.
14. Экспериментальный industrial – не вся индустриальная музыка может быть отнесена к какому-либо стилю. Индустриальные музыканты до сих пор создают что-то новое, не помещающиеся ни в какие рамки, продолжая развивать как старые идеи классического индастриала, так и добавляя новые элементы из других жанров. Некоторые выдающиеся экспериментаторы: “Coil”, “Thighpaulsandra”, “Nurse With Wound”, “COH”, “Download”.