Маркетинговые исследования - это разнообразные способы и методы исследований, выборочно применяемые в соответствии с поставленной целью. Чтобы лучше понять суть деятельности маркетинговой службы, обратимся к конкретному примеру. Например, какая-либо компания планирует освоение рынка сбыта в новом регионе. На службу маркетинга возлагается обязанность просчитать перспективность этого шага.Итак, первый шаг - определение целей и задачи. Четкое обозначение цели позволяет выяснить, каких данных не хватает и как оптимальней будет их получить. Так, чтобы получить информацию, можно применить метод, который носит название фокус-группы. В нашем конкретном случае это может быть анкетирование. Следующее действие - выбрать, из каких источников черпать информацию.
Тогда же нужно решить, что целесообразней для вашей фирмы - выполнение этой задачи собственными силами или обращение к услугам организаций, специализирующихся на этом виде деятельности, что весьма дорогостояще. Честно говоря, значительную часть информации под силу собрать сотрудникам компании самим - как внутри компании, так и за ее пределами. Дальше, необходимо определиться с бюджетом и сроками исследования, выбрать субподрядчиков - и исследование начинается. Четвертым этапом является осуществление должного контроля. Он должен быть возложен на одного человека, который и информирует заказчика.
Наличие маркетингового образования для этого человека обязательно - ведь он должен иметь представление о том, с чем предстоит сталкиваться. Кроме того, это облегчит его взаимопонимание с другими маркетологами. Итогом исследования становится отчет. В нем все данные должны быть представлены в установленном порядке. Тем не менее, это еще не последний этап, а последний - это проверка самого отчета. Возможно, необходимы доработки для полноты информации и достижения целей исследования. Выше нами рассмотрена ситуация, при которой есть возможность сбора информации путем анкетирования или опроса с привлечением множества людей. И так как в полученных данных не содержится никаких секретных сведений, поэтому соблюдение конфиденциальности не нужно, и те, кого опрашивают, могут видеть и слышать один другого. Но в некоторых случаях необходимо проводить глубинные интервью. Это такие интервью, при которых каждый человек опрашивается персонально.