Ильф и Петров - вряд ли на всей территории бывшего Советского Союза найдется человек, не знающий этого имени. Блистательные стилисты, мастера тонкой сатиры, продолжатели гоголевских и щедринских традиции в русской литературе, певцы новой романтической мечты, бесстрашные репортеры времен Великой Отечественной войны…Да-да! Это все о них, но какими бы эпитетами не награждали Илью Ильфа и Евгения Петрова, а всегда забывали о незаурядном таланте копирайтера, который жил в обоих. До сих пор их гений оставался недооцененным по достоинству. Возможно, в эпоху великих возможностей и идейного застоя в рекламной индустрии слава найдет своих истинных героев…
Какое бы произведение авторов Вы не взяли, оно будет полно доброго юмора и острой сатиры и, конечно же, живописать современность во всей красе. Но согласитесь, что советские 20-30-е годы, это уже не нежный наивный XIX век. Здесь все серьезно: мощные PR-кампании, сейл-промоушнс, звучные бренды, яркие слоганы… Неважно, как все это называлось чуть меньше столетия назад - важна суть явлений и процессов. Итак, реклама уже и тогда, когда ее “не было”, была неотъемлемой составляющей портрета эпохи.
Этот факт не мог ускользнуть от внимательного взгляда писателей. В своих романах “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок” они поют гимн не только виртуозу мысли Остапу Бендеру, но и такому новому явлению, как копирайтинг. Тема “паблисити” красной нитью проходит, что вполне понятно, проходит в путевых очерках “Одноэтажная Америка”.
Галерею русских копирайтеров торжественно открывает В.Маяковский, для поэзии которого были характерны рубленые, призывные фразы. Кроме того, он обладал незаурядным талантом создания плакатов, являющихся и по сей день образцами рекламного искусства. Ильф и Петров же наделяют своего героя умением генерировать рекламные идеи с такой легкостью и энтузиазмом, что мысленно прочишь его в креативные директора современного агентства. Это наглядно иллюстрируют “Избранные места” из романов “12 стульев” и “Золотой теленок”.
В “Одноэтажной Америке” теме объявлений и PR посвящена не одна глава (целиком 13 и 14 главы).
Путешественники охотно делятся своими наблюдениями и приходят к выводам, что реклама не оставляет бедного американца ни на минуту. Вечная “Coca-Cola” и “лучший город земли” - реальность мегаполисов и прерий.
Блестящая рекламная идея остается вечно молодой, даже ей уже около века. Поднятая до искусства, она не умирают так же, как и нетленные творения великих писателей Ильфа и Петрова.