Широкое распространение в обществе на рубеже веков приобрело направление, так называемого «русского шансона». Для того, чтобы представить себе разнообразие точек зрения и количество вопросов, занимающих аудиторию в этой связи, достаточно заглянуть на форум любого из тематических Интернет-сайтов.
Так, что же такое шансон? А тем более направление «русского шансона»? Шансон – французское слово, обозначающее в переводе, песня. Шансонами во Франции вначале называли хоровые крестьянские песни, в отличие от романсов, имевших письменное, литературно-поэтическое происхождение. Затем крестьяне, переселяющиеся в города, принесли с собой эту народную песенную культуру, а уличные и кафешантанные шансонье (т.е. «песняры» в прямом переводе) развили её. Лучшие песни фольклоризировались и создали городской песенный пласт. Они стали эхом народных проблем и чаяний, сохранили национальное своеобразие французской песни, в то время как эстрадное коммерчество пошло по пути массовой поп-культуры.
Французская песня трижды оказывала сильное влияние на русскую. В конце18 – начале 19вв. – это было влияние романса. В конце19в. – начале 20в. песенки фривольного содержания, получившие название шансонеток, перекочевали со своей стилистикой в другие культуры, в том числе русскую. Здесь они постепенно скорреспондировались с русскими народными песнями городских окраин, «жестоким» романсом, особенно в цыганском исполнении, песенками одесских, питерских и иных куплетистов, ресторанной музыкой.
Пионеры русского шансона С.Сарматов, Ю.Убейко, ансамбль В.Гартевельда, квартет «Сибирских бродяг» А.Гирняка и Т.Строганова, Я.Ядов, М. Ямпольский, Л.Утёсов, А.Баянова. Существовал тогда, так называемый, босяцкий или «рваный» жанр, позже запрещённый в 20-х – 30-х годах.
С 30-х годов русский шансон развивался у нас в «подполье» и за рубежом, среди эмигрантов. Начиная с 1957 года, когда на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве блеснул своими песнями Ив Монтан, началось влияние мирового шансона на советскую эстрадную, бардовскую и «подпольную» песню: М.Бернес и Ж.Татлян; барды Е.Агранович, А.Галич и В.Высоцкий, Ю.Ким, А.Городницкий, А.Дулов и др.; «подпольщики»: А.Северный и К.Беляев, ансамбль «Братья Жемчужные», «Магаданцы», «Обертон», ряд других авторов и исполнителей при содействии звукооператоров-энтузиастов создали предпосылки для становления в 80-х – 90-х годах хорошо нам известного нового русского шансона.
Думаю, что люди поющие шансон отличаются от других исполнителей в мелодическом строении, в подходе к словам своих песен. В русском шансоне выливается миру русский дух, его менталитет. Песни в стили «шансон» недостаточно просто слушать – их надо понять. Он усиливает ощущения человека. Это песни про жизнь, отражение реальности сегодняшнего дня.
Многие под термином «шансон» ошибочно подразумевают только «блатную» песню и тему. Такие сторонники шансона подчёркивают, что «блатная песня – это часть нашего национального достояния», противники сетуют на то что популярность блатника, блатной песни – знак криминализации общества, падения нравов, шутники уверяют, что такие песни провоцируют потребление алкоголя. На самом деле, одна из составляющих шансона – песни о неволе, тюрьме и зоне, т.е. о людях, лишённых свободы. Даже существует понятие «блатная романтика». Но в настоящих блатных песнях этой самой романтики, как, ни странно, нет. Основные темы – предательство друга (пример, песня М.Круга «Роза»), измена любимой, смерть любви и жизни на свободе, а не наоборот. Если человек, любящий блатные песни, потенциальный вор и убийца, то как же быть с Владимиром Высоцким, Александром Галичем, Леонидом Утёсовым, Юрием Никулиным, исполнявшими эти самые песни?
Так же могу сказать, что нет исполнителей, которые всю жизнь пели бы только блатную песню. Меняется эпоха, другой тип и условия бытования, другая музыкальная и поэтическая стилистика, другая аудитория… Например, М.З.Шуфутинский стал популярен благодаря, так называемым «одесским» песням А.Я.Розенбаума, затем пел лирические песни и опять возврат к песням о неволе. А Л.Успенская сказала, что никогда не вернётся к «ресторанному репертуару». Шансон – это не только тюремная лирика.
В шансоне неоспорима важность текста, а не музыка. Но есть исполнители, которые предают значение не только смыслу, но и красивым аранжировкам: Анатолий Днепров, Михаил Круг, Слава Медяник, Александр Кальянов, Александр Розенбаум.
Шансон – это мужские песни, которые любят слушать женщины. Хотя среди представительниц прекрасного пола есть чудесные исполнительницы, такие как Катя Огонёк, Татьяна Лебединская, Любовь Успенская.
Классический шансон – это когда у человека нет голоса, но поёт он от всей души (яркий пример тому – Марк Бернес).
Прежде всего, это честная песня, спетая от души и для души, а не для ног.
Некоторые считают шансон примитивным жанром. Но, если взглянуть критически, то видно, что русский шансон находится в полосе высоких предпочтений и хотя твёрдого понимания границ этого творческого течения в отечественном песенном искусстве ещё нет, проявляется тенденция в пользу понимания русского шансона не как узкоблатной песни и не как содержательной песни многих творческих течений, а как русскоязычного городского песенного фольклора и авторских песен, ориентированных на эту разновидность фольклора.
Очарование языка, юмор, тоска и жестокая сила в этих песнях создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с ненавистью. Ведь этот жанр музыки – неотъемлемая часть нашей культуры жизни. Если слушаешь песню и у тебя по коже «бегут мурашки», невольно возникает ностальгическое чувство – значит песня «цепляет» и надолго! Что-то есть в этом творчестве такое, что задевает душу и сердце, огрубевшее за последние непростые годы.
Шансон для меня – это такое ощущение, когда ничего больше сделать не можешь, разве только запеть… А русский человек постоянно находится в таком состоянии.
Для справки: Шансон(франц. сhanson) – французская песня – народная, профессиональная полифоническая 15-16вв., а также современная эстрадная(из репертуара шансонье).
Шансонетка(франц.chansonnete) – 1)песенка игривого, часто фривольного содержания 2)исполнительница таких песенок в кафешантане, ресторане.
Шансонье(франц.chansonnier) – французский эстрадный певец, исполнитель жанровых песен, часто автор их слов и музыки. В числе шансонье – П.Дюпон, Г.Монтегюс, М.Шевалье, Э.Пиаф, Ив Монтан, Ш.Азнавур.
Автор- Aisha
Страницы шансона