Наверное, каждый, кто систематически заглядывает в кинотеатр, хотя бы иногда выходит из зала с мыслью: «Как же надоела эта бесконечная банальность, как же хочется чего-то нового, удивляющего, поразительного!» И действительно, уровень современного кинематографа нередко огорчает – избитые, надоевшие до зубовного скрежета диалоги, типичные реакции персонажей, однообразный юмор, очевидный для зрителя ход сюжета, - все это теперь чуть ли не неотъемлемая часть кино, словно без заурядных сцен снять фильм стало практически невозможно. Кинематограф перестает быть искусством, являясь зачастую лишь способом заработать деньги, и при таком подходе зрителя, разумеется, удивить и порадовать невозможно. Кроме того, популярность кино в современном обществе неизбежно приводит к тому, что все меньше становится свежих идей и тем, и все меньше возможностей снять что-то выдающееся, поразительное, по-настоящему необычное. Многие режиссеры в поисках новых сюжетов и идей обращают свой взгляд к литературе, экранизируя произведения писателей. Этот подход заранее вызывает интерес к картине, поскольку обещает что-то новое, дарит надежду на качественное исполнение, и конечно, особенный отклик вызывает в сердцах поклонников писателя. Те же, кто не читал произведение, ставшее основой сюжета, нередко предпочитают ознакомиться с ним заранее, до похода в кино, чтобы составить собственное впечатление о воплощении идей и мыслей автора.
Популярность экранизаций растет. Все больше картин различных жанров, от ужасов до мелодрамы, снимают на основе литературных произведений. Стоит отметить, что самим писателям экранизации их творений нравятся довольно редко. Практически то же самое можно сказать и о поклонниках их таланта – кто из нас, посмотрев фильм по книге любимого писателя, не ловил себя на мысли, что «книга намного лучше»? Справедливости ради надо сказать, что причина этого нередко таится не в бездарном воплощении, а в том, что режиссер показал нам свое видение произведения, свой угол зрения, отличный от нашего. В таком случае, если картина снята талантливо, она неизбежно вызовет отклик в сердцах зрителей; и пусть мы увидим иной взгляд на любимую книгу, режиссер сможет убедить нас – его видение тоже имеет право на существование. В исключительных случаях, даже при несогласии с характерами персонажей, постановкой сцен, или изменением сюжета, зритель видит, что перед ним – не что иное, как шедевр. И вероятно, именно это – наивысшее достижение режиссера.
Иная картина возникает, когда режиссер создает фильм, не чувствуя атмосферу книги, лишая сценарий характера произведения и его индивидуальных особенностей. Не имея способности ощутить, что можно делать, а чего нельзя, создатель киноленты урезает значимые моменты, выкидывает из сюжета ключевые сцены, нередко добавляет в сценарий что-то свое, изменяя сюжет до неузнаваемости. В итоге получается весьма дисгармоничная картина. И когда мы видим, что герои совершенно не похожи на самих себя, побуждения их переданы неверно, общая атмосфера утрачена, а сюжет имеет мало общего с оригиналом, возникает вопрос: а зачем вообще было браться за экранизацию этого романа, повести или рассказа? При этом, думается, многие согласятся с тем, что появление чужеродных элементов в сценарии, как и сокращение – и упрощение – сюжета могут быть вполне оправданны, и результат может получиться гармоничным. Главное, чтобы любые отклонения и изменения оригинала были продиктованы необходимостью и вписывались в общий дух разворачивающейся перед нами истории.
Безусловно, экранизация литературного произведения – процесс очень сложный и тонкий. Он требует от режиссера и всей съемочной группы большой самоотдачи, приверженности своему делу, особого чутья, и конечно, таланта. Создать из существующего материала что-то новое, свое собственное, и при этом соответствующее оригинальному творению – это огромный труд. И тем более мы восхищаемся удачным результатом этого труда, когда понимаем, какая невероятная задача стояла перед создателем шедевра. Замирая, пораженные, перед экраном, мы не можем не думать о том, что и было целью всего этого сложного, многоступенчатого процесса – да, этот фильм достоин книги, по которой снят!