Оглянемся в наши детские года. Пожалуй, каждому тогда хотелось полетать не только во сне, но и наяву. Теперь мы владеем разными профессиями, различен круг наших интересов. Кто-то стал богатым, кто-то - бедным, теперь наши дни заполнены делами и заботами. Мы стали разными, мы стали другими. Но, пожалуй, в каждом взрослом живет маленький ребенок из его детства, который по-прежнему жаждет чудес и приключений. Мы не прочь обзавестись личным самолетом, но хранить его слишком неудобно. Вспомнили о прыжках с парашютом, но поездка до аэродрома и обратно займет слишком много времени. Тарзан на территории Парка Горького - тоже неплохой шанс в течение нескольких секунд ощутить полную свободу, но, возможно, это слишком дорогое удовольствие. Хорошо бы освоить дельтоплан, но слишком тяжело будет каждый раз затаскивать его наверх на стартовую площадку. В общем, “минусов” хватает.
Тем не менее, желание полета все равно осталось. Конструкторская мысль нашла решение в создании аппарата, лишенного таких недочетов. Всего каких-то 5-6 лет назад лишь единицы знали значение слова ПАРАПЛАН. Еще меньше людей знало, что это такое. Сейчас известность его стала уже достаточно широкой. Это сверхлегкий летательный аппарат типа мягкое крыло, который умещается в небольшом рюкзаке и может быть с Вами в любой поездке. Для полетов Вам не нужен оборудованный аэродром. Склон даже не самой большой горы будет Вашей стартовой площадкой, полет Ваш может проходить на высоте до 2-х километров, время полета - до 3-5-ти часов. Вам не нужно обладать большой физической силой, вес параплана не больше десяти килограмм. Стоимость подобных аппаратов колеблется от 200 до 2000 долларов. Демократичность этого вида спорта - в его доступности: любой человек со средним достатком в состоянии приобрести аппарат. Для тех, кто хочет познать радость полета на параплане, но не решается, предвидя массу преград и сложностей, отделяющих человека летающего от простого смертного, я бы хотел объяснить, как устроен параплан и что представляет собой процесс обучения.
Парапланы разных типов имеют, в общем, сходную конструкцию и различаются лишь линейными и техническими параметрами. Для купола характерна форма в виде эллипса (усеченного), его составляющие - верхняя оболочка и нижняя, соединения между ними - нервюры, делящие купол на сегменты. Две концевые нервюры (левая и правая) переходят в боковые полотнища - “уши”. Передняя часть купола - каждая его секция - снабжена воздухозаборниками. К нервюрам снизу при помощи петель прикреплены стропы. Нервюры имеют систему отверстий, что ускоряет равномерное заполнение купола воздухом. Нервюры усилены нашитыми на них специальными элементами из лент, что обеспечивает равномерную загрузку, а плотный материал, из которого они изготовлены, способствует сохранению формы купола при взлете.
Для стропной системы характерна каскадная постановка и деление на ряды. Первый ряд строп - тот, что у воздухозаборников, далее - второй, третий и т.д., задняя кромка снабжена стропами управления, которые работают так же, как закрылки у самолета. Нижняя часть строп соединена с кольцами, что на свободных концах.
Для свободных концов характерно наличие петли, при помощи которой они скрепляются с подвесной системой, а также они состоят из нескольких лент, каждая из которых заканчивается кольцом. Четвертая лента является местом расположения ручки управления - “клеванты”, с которой соединены стропы управления, и пряжки триммера, назначение которой - изменять угол атаки купола для снижения его скорости.
Пилот размещается в подвесной системе, состоящей из сидения, спинка которого плотная и жесткая, к которому прикреплены ленты грудной перемычки, ножные обхваты, круговая лямка и плечевые обхваты. В грудной перемычке и ножных обхватах предусмотрены пряжки с разъемом, которые наиболее удобны при одевании. Плечевые обхваты имеют пряжки для подгона по размерам пилота и изменения положения тела в полете, для этого же служат пряжки. Круговая лямка снабжена петлями, к которым при помощи карабинов присоединяются свободные концы параплана. При помощи перекрестных компенсаторов уравновешивается поперечная раскачка, возникающая в потоке с сильной турбулентностью. Не забыт и запасной парашют: своими свободными концами он присоединяется к петлям, расположенным в верхних частях лент плечевого обхвата.
Существуют различные этапы процесса изучения техники полетов на параплане, изучить все или ограничиться несколькими - это определяется в соответствии с планами и намерениями будущего парапланериста. Для кого-то удовольствием будет простые полеты с возвышенности в тихую погоду. Можно летать по сотне километров, проходить сложные маршруты и совершенствоваться бесконечно, как и в любом виде спорта. Помимо этого существует еще очень много необычного и интересного — это и фигурные полеты, и тандем полеты вдвоем, и соревнования по экстремальным складываниям купола, и взлеты с помощью лебедок и парамоторов. Взлететь под силу каждому. И не только над суетой!
Д. Гусев, клуб экстрим стиль.