Для начала нам надо определиться, что же такое стратегическое планирование или стратегия. Она исходит от греческих слов – «stratёgos», что значит «общий», или «stratos», что значит «армия», и «agein», значит «вести».
Таким образом, само слово стратегия, означает общий план ведения войны, или план ведения войны на отдельном участке фронта. Мы понимаем, что это метафора, и сейчас мы не на войне.
Так, в переносном смысле это слово можно трактовать как общий план умелого управления определенной области деятельности, направленный на то, чтобы достичь конкретных целей или конкретного результата. В начале, мы ставим перед собой какую-то определенную цель, то к чему стремимся, а затем уже разрабатываем общий план, с помощью которого мы будем достигать эту цель.
У Л. Рон Хаббарда в серии «Управление» есть очень важный момент, где он говорит, что составление стратегического плана, начинается с наблюдения ситуации, которую нужно исправить или рассмотрения цели, которой нужно достичь. Таким образом, если мы говорим, что в условиях кризиса у нас сложилась какая-то негативная ситуация, то значит, наша стратегия должна быть откорректирована. Не стоит забывать, что стратегия также включает в себя изложение определенного замысла, Здесь важно понимать, что такое замысел, и на основе этого можно строить различные стратегии.
А замысел есть у любой компании, и сейчас, в период кризиса, корректировка стратегии более актуальна, но при этом мы должны всегда держаться нашей цели. Если вернуться к военным действиям, то можно привести такой пример: у генерала есть план - как выиграть войну, пускай он проиграет на каких-то отдельных маленьких этапах, но при этом в конце выйдет победителем. Так и в современной ситуации, если руководитель видит, что у него упал доход по каким-то причинам, и задаст себе вопрос: «А что же я могу сделать? Как справиться с ситуацией, невзирая на мировой кризис?» и сможет грамотно составить новую стратегию с новым планом действий, то сможет выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями.
В данном случае, главное вовремя увидеть отклонение от оптимальности. Был доход в сто тысяч, доход упал, сразу же ставиться вопрос - что делать? Человек должен сам понять, что ему действительно нужно делать, в каком состоянии он находиться. Может, стоит убрать неэффективный персонал, тех, которые как балласт тянут компанию вниз или наоборот нанять в связи с массовым увольнением каких-то других хороших сотрудников, По этому поводу Л. Рон Хаббард пишет, что стратегическое планирование, является очень «развитой формой блестящей идеи». К примеру, недавно моя знакомая рассказывала, что ее муж, который занимается продажей рыбы, сейчас «бегает», ищет новые точки, открывает новые магазины, а все его друзья в один голос твердят: «ты что дурак, сейчас кризис, зачем ты это делаешь, все равно все загнется».
Естественно, домой он приходит с «опустившимися руками» и целым багажом сомнений – а что если друзья все-таки правы. И в данной ситуации знакомая поступила правильно, объяснив мужу, что он все делает правильно и сможет выйти из кризиса с меньшими потерями. Ведь кризис рано или поздно закончиться, а у него будет много точек, и возможность занять передовые рубежи в своей области. В данном случае «блестящая идея» может заключаться в том, как расширить бизнес, за счет тех, кто закрылся или откатился на второй план. «Блестящей идеей» может быть и поиск квалифицированного персонала в связи с массовыми увольнениями, как занять лучшие места для рекламы, так чтобы «и лучше и дешевле», быть впереди планеты всей, тоже своего рода стратегия, В своих книгах серии «Управление» Л. Рон Хаббард пишет, что стратегия представляет собой эффективный и быстрый способ, пользуясь которым человек притворяет замысел в жизнь, и должен осуществлять этот замысел в реальной физической вселенной без задержек и сбоев.
То есть, нужно вовремя увидеть минусы, некую опасность или идею, которую хотим претворить в жизнь и в соответствии со своей целью пишем стратегию, которую по необходимости можно изменить. Необходимо все четко отслеживать и контролировать и если ваши дела пошли не так как надо, то нужна новая стратегия.Но не надо бросаться из крайности в крайность, если мы продавали пылесосы, мы не кидаемся во время кризиса продавать машины. У каждой компании есть своя цель и свой замысел, и отходить от него не стоит. Стратегия может создаваться не только для всей компании, но и отдельно, как и для отделов, так и для отделений, главное чтобы она вытекала из общей стратегии фирмы.
На основе ее выводим тактические планы (не план, а именно планы!) где задействованы разные области в компании и строго контролируем выполнение всех планов. На последок хочется уточнить еще один очень важный момент, который касается тех, кто разрабатывает стратегию компании. Л. Рон Хаббард обращает внимание на следующее:1. Стратегические планы должны быть правильными и их выполнение позволяло достичь тех результатов, на достижение которых они направлены. То есть если Вы решили, что целью стратегии будет принять на работу квалифицированных специалистов, то мы и не отходим от этого, идем, и добиваемся, чтобы это было сделано. 2. Осуществлять стратегическое планирование, чтобы исправить ситуацию.
То есть если положение дел не меняется, стратегию стоит изменять.3. Следить за тем чтобы, ни одна ситуации, решение которой требует стратегического планирования и не одна цель, достижение которой также требует стратегического планирования, не оставалась без внимания. Здесь подразумевается, что если есть какая-то ситуация, то любое отклонение от оптимальности или идеальной картины, должны обязательно включаться в стратегическое планирование. (Серия «Управление» Том 1 стр.367)Если человек, который пишет стратегию, будет руководствоваться этими тремя пунктами, то Ваша компания обязательно добьется успехов.