Это утро почти ни чем не отличается от других. Влетаю в офис за несколько минут до 9 утра, удивляясь, как, черт возьми, мне удается вовремя приходить и вовремя уходить из него. Пью крепкий кофе, бросаю хитрый взгляд на хихикающую секретаршу, читаю пришедшую за ночь почту, и вот я уже практически готов начать еще один типичный день типичного веб-спеца.
Мой календарь напоминает мне, что в 10:00 у меня встреча с моим любимым клиентом (во всяком случае именно это я им говорю, как впрочем и всем остальным моим клиентам). Но реальность такова, что поголовно все мои клиенты похожи друг на друга в том смысле, что у всех у них одно и то же имя. Глупо, конечно. Я знаю. Но это так: всех клиентов зовут ЯЗВА. Что значит “Я Знаю Всё”.
Ну что ж, сегодня ЯЗВА будет пациентом, а я буду лекарством от этой ЯЗВенной болезни.
Из любви к ЯЗВе
ЯЗВа всегда приходит на 15 минут позже назначенного времени. Ничего страшного, так как за это время я успеваю выпить еще кофе и еще раз подмигнуть секретарше. ЯЗВа приезжает вовремя (то есть с опозданием на 15 минут), бормочет какое-то нелепое извинение, но я не обращаю на это внимание и жму ему руку с теплой дружественной улыбкой. Законы экономики требуют, чтобы я дружил с ЯЗВой не смотря ни на что.
Но не сегодня. Сегодняшняя встреча докажет другое правило. Сегодня я не буду прогибаться под ЯЗВу.
Печальная повесть об эскизах
Встреча начинается с показа ЯЗВе эскизов, которые я сделал, следуя его указаниям, высказанным во время предыдущей встречи. Я ясно уверен в том, что я дал ЯЗВе именно то, что он просил. ЯЗВа сказал: “Робби, я хочу, чтобы ты в этот раз дал простор для своей фантазии. Твори как хочешь. Создай новую парадигму дизайна”.
Когда он сказал слово “парадигма”, мне хотелось сразу крикнуть, что у меня уже есть она, но я переборол себя. Потом я дал волю фантазии. Я заставил себя сделать то, что раньше никогда не пытался, и очень гордился полученным результатом.
ЯЗВа смотрит на эскизы и говорит: “Робби, мне это очень нравится. Но тут кое-что не совсем так. Можешь поменять?”
“Конечно”, - говорю я, стараясь не показаться тупым упрямцем. “Что же ты хочешь поменять?”
И тут ЯЗВа говорит: “Ну, я думаю вот эта бежевая штука (фон) слишком мягкая. Я хочу, чтобы у нас был более строгий вид. Можешь поменять цвет на синий? И еще я хочу, чтобы наш логотип был вот тут, и чтобы он был побольше. Сделай его намного больше. А вот эти буквы? (Так, между прочим, он называет шрифт). Убери их, мне они не нравятся. Помести тут фотографию парня в костюме, или увеличенную фотографию компьютера, ну, как на сайте Microsoft-а”.
В один миг ЯЗВа уничтожил весь мой дизайн и свел его к чему-то, очень сильно похожему на жалкий шаблон из FrontPage. И вот, что я ответил ЯЗВе…
Да пусть подавится
“ЯЗВа, за что ты мне платишь?” ЯЗВа смотрит на меня, широко раскрыв глаза и рот, а я продолжаю: “Кто здесь дизайнер, я или ты? Кто здесь ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ веб-разработчик? Только что ты мне рассказал, как я должен создать твой сайт вплоть до запятых. А теперь послушай, что я скажу: сайт будет выглядеть так, словно его сделал твой 10-летний сын в халявном WYSIWYG-редакторе под воздействием паров клея “Момент”.
Я перевожу дух и продолжаю свою тираду: “… Ну представь, я прихожу к тебе в офис и требую, чтобы ты сделал XYZ, а потом прихожу еще раз и требую, чтобы ты сделал что-то похожее на ABC. Как бы ты себя чувствовал, зная, что ABC - это второсортный продукт? Но ведь именно это ты делаешь со мной. Ты должен понять, что именно я понимаю, что такое цветовые схемы, совместимость кода с разными платформами и броузерами, что такое шрифт, навигация и юзабилити. Я, а не ты. Ну тогда пожалуйста, ЗАТКНИСЬ, распишись на чистом чеке, и научись уважать мой опыт, а также мои кровь, пот и пиво, потраченные мною за годы оттачивания своего мастерства. Неужели только для того, чтобы создавать “новую парадигму дизайна” для твоей задницы?”
Естественно, ЯЗВа бормочет извинения и обещает в следующий раз не забывать о своем месте. Я тепло жму ЯЗВе руку на прощание, провожая его, подмигиваю секретарше. Я теперь твердо уверен, что художественное руководство проектом прочно закреплено за мной…
* * * *
Естественно, вышеприведенная история - полная выдумка, плод воображения большинства из нас. Мы позволяем клиентам управлять собой потому, что деньги - у них, а вокруг - мир жестокой конкуренции.
Я написал этот грустный фантастический рассказ потому, что очень часто, когда я с коллегами обсуждаю свои работы, первым аргументом в защиту служит фраза “Я знаю, что выглядит это ужасно, но это то, что хотел заказчик”.
Иными словами: “Сделано заказчиком”.
Почему заказчики делают это?
Итак, почему же мы позволяем манипулировать собой и ставить себя в положение, когда заказчик учит нас, что такое веб-дизайн. Может быть от того, что в народе бытует мнение, что веб-сайт может сделать “каждый”. И они правы. Веб-сайт может сделать каждый - но не каждый может создать то эмоционально насыщенное впечатление, которое остается надолго в памяти у человека после посещения сайта. Точно так же, любой может “сделать книгу” с помощью копировального аппарата, но хорошие книги, увы, редкость.
Имиджевая реклама создает определенную ценность, но большинству клиентов нужны измеряемые результаты. Лишь немногие сайты (в их числе успешные коммерческие сайты) могут похвастаться конкретными цифрами результатов. Наша работа связана с эстетикой, но большинство клиентов не разбираются в эстетике. То, что я считаю уродливым, они считают вполне приемлемым. Когда мне заказывают создание имиджевого сайта, я прошу своего заказчика поверить, что моя команда и я сам разбираемся в брендинге, эстетике, в вопросах создания контента для сайта, в коммуникациях и в работе с посетителем сайта - большинство из этих вопросов измеряются субъективными критериями и находятся вне компетентности заказчика.
Выход из тупика
Итак, я не претендую на то, что у меня есть готовый ответ на описанную выше дилемму. Но я полагаю, что большинство из нас будет попадать в подобное положение до тех пор, пока наша индустрия веб-дизайна не достигнет того же уровня профессионального статуса, как индустрия рекламы и графического дизайна.
Что будет заставлять наших клиентов смотреть на нас с таким же уважением, с каким они смотрят на медиа-магнатов, коммерческих директоров, художественных директоров и прочих профессионалов? Пожалуй, это приходит с распространением стандартов, по которым определяется компетенция того или иного человека в этой области. И нам, пожалуй, остается только повышать собственное мастерство.
Мне кажется, нам также нужно совершенствоваться в способностях продавать, продвигать свои услуги, вести переговоры. Тогда мы сможем со всей уверенностью, глядя глаза в глаза, сказать ЯЗВе: “Я понимаю о чем вы говорите, но пожалуй лучше будет, если мы сделаем так, потому что… ” (подберите сами нужные слова и стиль).
До тех пор, пока мы не способны укротить порывы ЯЗВы, мы будем продолжать страдать в лапах заказчиков, которые считают, что крутой сайт - это сайт с вращающимся логотипом и мигающим текстом. Нам же останется противное тошнотворное чувство и образцы работ в портфолио, которые нам стыдно будет показать. Но придет день, ЯЗВа, придет день, и ты поймешь все. И кто знает, что будет? Вот отполируем мы свои речи, и глядишь, тебе даже понравится то, что тебе предложат.
Информация об авторе статьи
Информация взята с сайта webmascon.com
Автор: A List Apart и ROBBIE SHEPHERD
Перевод: Александр Качанов