Темплейты страниц сайта разрабатываются в рамках проработки информационной архитектуры сайта на этапе проектирования. Проектирование схем страниц на сегодняшний день является неотъемлемой частью всего этапа проектирования сайтов, и, как следствие, разработки всего проекта. Точность и четкость разработки темплейта залог правильного понимания выполняемой работы между заказчиком и дизайнером.
В разработке темплейтов информационные архитекторы ориентируются, прежде всего, на пользователей. Это несомненно, как и то, когда издатель ориентируется на будущих читателей. Однако, как бы ни помогали темплейты делать удобные сайты, ни один пользователь не увидит ни одного темплейта из ТЗ (не считая фокус-групп разумеется). Он увидит дизайн, созданный дизайнером, функциональность, сделанную программистом, информацию, размещенную туда контент-менеджером и верстальщиком, а также копирайт заказчика.
Проектируя темплейты, требуется ориентировать их, как на работающих с ними людей (дизайнер, верстальщик, Заказчик), так и на задачи стоящие перед проектом. Так если создается промо-сайт, то информационному архитектору лучше отойти в сторону и уступить дорогу дизайнеру - надо сделать красиво. Единственное, что стоит сделать-расписать подробно функциональность и набор элементов. Однако, чем более сайт приобретает черты информационного ресурса, тем большую роль в проекте занимает информационный архитектор. Повышаются требования к самим темплейтам.
Никогда нельзя забывать о том, что в конечном итоге темплейт принимает заказчик, а потому надо подумать по каким причинам у вас могут возникнуть проблемы с утверждением темплейтов.
Точность темплейтов требуется поддерживать для всех описанных выше участников проекта. Но точность в данном случае будет различна. Дело в том, что в ходе дальнейшего выполнения проекта фактически любые темплейты вызывают сложности в работе: дизайнеры думают, что им связывают руки, а заказчики уверены, что этот “чертеж” достаточно раскрасить. Я утрирую, но это нарочно.
Попробуем выделить, в чем требуется точность темплейтов:
- Точность выполнения правил обычного мира. Подразумевается, что если 2х2=4, то и на темплейте ради экономии времени нельзя писать 2х2=2. У заказчика могут возникнуть вопросы, и он попросит переделать.
- Точность описания данных в темплейте. Лучше указывать сразу все известные точные данные на темплейте: телефон компании, адрес, возможно, если вы знаете, что компания не продает зеленых автомобилей, то лучше не указывать этот цвет.
- Точность описания функциональности. Понятно, что чем точнее описан функционал, тем точнее он может быть сделан. Под функционалом тут понимаем, конечно же, функциональность страницы.
- Визуальная четкость. Хорошо сделанный темплейт должен задавать информационную иерархию элементов на странице, выделять важные и скрывать ненужные. Различимость всех элементов залог того, что дизайнер изобразит их на эскизе, а верстальщик в дальнейшем внесет в сайт.
- Аккуратность. Неаккуратно выполненная работа не красила еще ни одного профессионала. Заказчики могут напрягаться от неровно расставленных элементов и от царящей дисгармонии в схеме.
Помимо самого графического изображения темплейта требуется также четко описывать пояснение к каждому пункту.
Рисунок 1. Плохой темплейт
Визуально не демонстрирует информационной иерархии элементов. Отсутствие многих деталей делает темплейт менее информационным для дизайнера, для понимания содержания блоков требуется обратиться к другим частям ТЗ в надежде найти ответы на свои вопросы.
Рисунок 2. Хороший темплейт
Удобен для заказчика, т.к. позволяет сразу видеть все элементы будущего сайта в реальном виде. Дизайнеру не потребуется долго разбираться с описанием шаблона, чтобы сделать эскиз. Ссылки на описание блоков помогут не запутаться в описании темплейта.
Говоря, о точности и четкости темплейтов также не могу не упомянуть важную вещь. В то же самое время, когда темплейт должен быть четким, он также должен быть и не четким. Например, юзабилисты советуют не пользоваться библиотеками Windows-интерфейса для описания функциональных блоков на сайте. Т.е. выпадающие списки, радио-кнопки и прочие элементы интерфейса изображать похожими, но не реальными Windows-элементами. Во-первых, дело в том, определенная недосказанность хороша с т.з. тестирования полученных темплейтов на потенциальных пользователях, а, во-вторых, в ходе работы над дизайном может быть принято решение сделать элементы интерфейса оригинальными (с помощью стилей) - заказчик не должен чувствовать подвоха.
Точность и аккуратность выполнения темплейтов оправдывается в дальнейшем.
- Точный темплейт позволяет проработать требования к usability уже на этапе проектирования сайта. Такой темплейт можно показывать потенциальным пользователям сайта, проводить тестирование.
- Дизайнеры будут задавать куда меньше вопросов при разработке информационного проекта и нарисуют более взвешенный информационный дизайн. Кроме того, на практике выяснилось, что дизайн в проектах с хорошо выполненными темплейтами принимался быстрее. Заказчики уже не обращали внимание на блоки сайта, а работали исключительно с визуальной составляющей.
- Заказчикам проработанный темплейт дает четкое представление того, что они получат по итогу проекта. Аккуратный темплейт, как любая аккуратная работа продает сама себя, а потому не только дизайн, но вначале и сам темплейт будет принят заказчиком тем быстрее, чем он лучше нарисован и описан.
Безусловно, повышение качества темплейтов может увеличивать время на их разработку. Но порой это время может с лихвой окупиться в дальнейшей разработке проекта.
Юрий Шиляев
Юрий Шиляев, г. Минск. Проектировщик сайтов, бизнес-аналитик компании Red Graphic Systems.
Информация об авторе статьи
Материал взят с сайта http://www.webmascon.com
Автор: Юрий Шиляев (Минск)