Фокус-группа это один из наиболее спорных и обсуждаемых методов сбора и анализа информации в процессе социальных исследований. Хотя, казалось бы, методология тут достаточно проста – приглашается небольшая группа людей отобранных по определенным критериям, на встречу, в течение которой модератор (или ведущий) проводит дискуссию, сосредотачивая участников на темах интересующих исследователей.
И вроде все понятно. И если учесть опыт и профессионализм исполнителя мы должны получить результат – быстро и за достаточно небольшие в сравнение с количественными исследованиями деньги. Вот тут-то у многих и возникает вопрос, как этот самый результат выглядит? Прежде всего, напомним чего точно не стоит ждать от ФГ:
1. Не стоит слепо полагаться на то, что люди сказали во время обсуждения. Будучи в компании люди естественно не говорят всей правды и стараются выставить себя в более приятном свете. Стоит так же опасаться, что среди приглашенных окажутся слишком «яркие индивидуальности» и их «интересное» мышление совсем не будет соответствовать мнению генеральной совокупности.
2. Не стоит ждать оригинальных идей, в фокус-группе не придумывают слоганов, не изобретают новый дизайн. Большинство людей мыслит стандартно, и если вы попросите их выбрать цвет для пакета молока, они выберут белый, а логотипом предпочтут увидеть стилизованную корову.
3. ФГ не дает точных цифр. Смешно читать отчеты, где два участника сказали это, три сказали то. Если кто-то в фокус-группе из десяти человек делает какое-то замечание, его нельзя проецировать на 10 процентов населения.
По сути дела фокус-группа – это свежий взгляд со стороны. Она помогает лучше узнать язык потребителя. Так же на ней можно протестировать и проверить предположения или гипотезы, касающиеся реакций потребителей на новые товары и услуги. ФГ особенно хороша для тех клиентов, которые раньше слышали только мнения своих жен, друзей, соседей или родственников. Суммируя все можно сказать, что во многих случаях ФГ может стать хорошей точкой отсчета для дальнейших исследований и маркетинговых мероприятий.