Появление и развитие IР-телефонии — первый серьезный признак того, что начался перевод мировой телекоммуникационной инфраструктуры на базу IР-протоколов, IР-сервисов и IР-приложений. Судя по всему когда-нибудь процесс конвергенции приведет к исчезновению инфраструктуры и функциональных элементов традиционной телефонии. Остается только догадываться, что произойдет с телефонным аппаратом - устройством, с которым у подавляющего большинства из нас ассоциируется слово “телефония”? Но сегодня куда более актуален вопрос - а что, собственно, могут предложить IР-телефоны, чем могут быть полезны?

Преимущества IР-телефона

Два самых известных IР-телефона (производства Cisco и Pingtel) похожи тем, что главная их изюминка — наличие а) дисплея, на который можно выводить текстовую и графическую информацию, и б) средств разработки приложений для этих аппаратов. Телефоны Cisco работают с ХМL-приложениями, а аппараты Pingtel - с Jаvа-приложениями, что сути дела не меняет. И те, и другие довольно просто обеспечивают по IP доступ как к корпоративным данным и приложениям, так и к внешним информационным источникам, например к серверам Интернета. Два основных способа применения IР-телефонов: в качестве терминала ввода-вывода, заменяющего компьютер (еще одна разновидность “тонких клиентов”), и интеллектуального управляемого телефона. Третий способ предусматривает использование IР-телефона вместо обычного аппарата (если установить его невозможно из-за отсутствия номерной емкости, например, или свободных пар в телефонном кабеле) при наличии IР-канала к провайдеру. Этот случай рассматривать не будем, заметим лишь, что многие московские провайдеры уже взяли на вооружение технологию IР-телефонизации бизнес-клиентов, в том числе и в режиме IP-Centrex: пользователям выдаются только IР-телефоны, выполняющие функции офисных аппаратов, но управляющий сервер, играющий роль офисной РВХ, находится у провайдера.

IР-телефоны -завершающий элемент IР-телефонной инфраструктуры.

Наличие компьютера едва ли не на каждом рабочем месте — в офисах, в магазинах, на производстве, на транспорте стало уже привычным. Но на всех ли рабочих местах действительно нужен универсальный ПК? Во многих случаях количество операций, совершаемых на рабочем компьютере, очень невелико и сводится к выбору из списка (меню) и/или введению набора цифр или букв. В такой ситуации наличие на рабочем столе одного IР-телефона вместо обычного и персонального компьютера представляется неплохой альтернативой в плане экономии рабочего пространства и денег на оборудование, а также в плане повышения эффективности труда. Легкость модификации программных приложений для IР-телефонов гарантирует отсутствие традиционных проблем по замене ПО и оборудования в случае изменения производственного процесса.

Не случайно в конкурсе на создание ХМL-приложений для IР-телефонов Cisco в декабре прошлого года два первых места заняли системы автоматизации гостиниц. IР-телефоны Cisco, установленные в номерах отелей, используются как информационно-справочный терминал для постояльцев, желающих, например, заказать в номер ужин по меню гостиничного ресторана или билет на самолет, и как терминал ввода информации в автоматизированную систему управления гостиничным хозяйством. Скажем, горничная может ввести через экранное меню телефона заявку на замену перегоревшей лампочки, вызов сантехника или сообщить информацию о том, что номер готов к приему нового гостя.

Даже если кратко перечислить приложения для IР-телефонов, список может получиться внушительным. Возьмем, например, возможность отображения на экране телефона информации о важных параметрах производственного процесса или финансовых показателей. В числе самых популярных приложений для IР-телефонов онлайновый курс валют (в реальном времени из закрытых источников либо с сайта РосБизнесКонсалтинга, www.rbc.ru) и прогноз погоды, также из Интернета в режиме онлайн. Сводки о состоянии главного конвейера завода, биржевые котировки, новости компании, приказы и распоряжения руководства, корпоративный справочник и персональный список контактов, интерфейс к электронной почте - множество информационных сервисов можно реализовать с помощью такого устройства, как телефон, но только с приставкой IP.

Еще одно отличие IР-телефона от обычного — “непривязанность” телефонного аппарата ни к телефонному номеру, ни к поддерживаемому набору услуг. Сотрудник компании может ввести свой пин-код на любом IР-телефоне в корпоративной сети, которая “опознает” его и присвоит этому аппарату его телефонный номер, а также привычные для сотрудника сервисы! Таким образом, рабочее место становится “мобильным” в пределах корпоративной IР-сети, а если сеть территориально-распределенная, то появляется возможность пользоваться “своим” телефоном в любой точке присутствия компании - в Москве, Барнауле или Сиднее. Отличие IР-телефона от обычного — “непривязанность” телефонного аппарата ни к телефонному номеру…

Кстати, второй аспект мобильности IР-телефона в том, что его можно подключить в любую Ethernet розетку в корпоративной сети и он продолжит работать как ни в чем не бывало с тем же телефонным номером и набором услуг. Компания Тапо, например, предлагает подключение к своей сети IР-телефонии с помощью IР-телефона с SIР-прошивкой в любой точке мира, где есть доступ в Интернет.

А что мешает интегрировать IР-телефон в корпоративную систему управления, чтобы, общаясь с ней, аппарат “вел” расписание сотрудника и напоминал ему о запланированных встречах, важных звонках, оповещал о каких-то событиях. Аналогично можно представить интеграцию IР-телефонов с системами управления проектами (time-line).

А дальше что?

Две популярные, взаимопроникающие и широко представленные на российском рынке технологии - системы управления отношениями с заказчиками (СRМ-системы) и операторские или контакт центры (Call Center) могут использовать вышеописанные достоинства IР-телефонов. Представьте себе корпоративную сеть в качестве Call Center, а сотрудников компании в качестве операторов этого центра. При поступлении любого обращения в компанию система интеллектуального распределения звонков (ICD) соединит звонящего с нужным ему человеком. Если, предположим, звонит клиент компании, то система соединит его с менеджером, отвечающим за обслуживание именно этого клиента. Кроме того, система выведет на экран телефона все данные об абоненте и историю отношений с ним, а также запишет при необходимости этот разговор в корпоративную базу данных и “подошьет к делу”. Если звонящий представляет компанию-поставщика, то его соединят с отделом снабжения и т. д.

А что если на рабочем столе оставить ПК и рядом IР-телефон? Управлять телефоном с помощью персонального компьютера оказывается очень удобно. Можно указать курсором мыши в телефонный справочник, и телефон установит соединение с выбранным абонентом. В любой момент через простой Wеb-интерфейс можно менять сценарии обработки вызовов: определить абонентов, для которых ваш телефон будет постоянно занят, и они смогут услышать лишь персональный автоответчик или, наоборот, назвать абонентов, которые всегда смогут дозвониться. Звонок таких абонентов будет перенаправляться на мобильный телефон или в зависимости от времени суток на домашний. Кстати, качество голоса в современных IР-телефонах, как правило, выше, чем в обычных. Они поддерживают широкополосные кодеки, например 256 Кбит вместо фиксированных 64 Кбит у обычных цифровых телефонов, а аналоговых трактов в них нет вообще.

Управлять телефоном с помощью персонального компьютера удобно.

В заключение остается отметить, что все вышесказанное не фантазии, не далекая перспектива, а реальность. IР-телефоны и системы на их основе уже работают в сетях многих российских предприятий и организаций, операторов связи и Интернет-провайдеров, на заводах и в банках, число таких систем растет. Процесс интеграции голоса и данных еще только начинается…

Предыстория

Шесть-семь лет назад IР-телефония появилась сначала как Интернет-игрушка (помните, как популярна была программка Vocaltec IPhone для Microsoft Windows в 1995 году?), а вскоре и как новая область бизнеса в телекоммуникациях. Кстати, судьба некоторых первопроходцев этого направления сложилась очень неплохо. Один из первых провайдеров Интернет-телефонии компания iBasis, например, входит сегодня в двадцатку крупнейших операторов мира. заметно опережая по объему международного телефонного графика российского монополиста Ростелеком. Производитель первого в мире серийного шлюза IР-телефонии компания Vocaltec (в 1995 году небольшая группа энтузиастов) превратилась в крупную международную корпорацию с офисами в 20 странах и многомиллионным оборотом.

Первые пять лет IР-телефония рассматривалась как технология “увода” телефонного трафика, прежде всего международного, из сетей традиционных операторов связи. В этом качестве она стала широко и даже скандально известной, поскольку международные и междугородные телефонные переговоры - основная статья дохода крупнейших операторов связи. Год назад состоялся всемирный форум Международного союза электросвязи (MCЭITU). на котором связисты всего мира обсуждали, как адаптировать свою деятельность к изменениям, обусловленным развитием IР-телефонии. Сегодня все чаще говорят об IР-телефонах, обычно речь идет о LАN-телефонии или IР-РВХ. IР-телефоны - завершающий элемент IР-телефонной инфраструктуры, обеспечивающий возможность строительства телефонных сетей, лишенных элементов традиционной телефонии вообще.

Первые IР-телефоны появились в 1998-1999 годах. Они представляли собой телефонные аппараты с портом Ethernet на борту, со встроенным стеком TCP/IP и поддержкой стека протоколов Н.323 или других фирменных протоколов VolP, как, например. Skinny Station Control Protocol в IР-телефонах компании Selsius (купленной позже Cisco Systems). К 2000 году производители традиционных офисных телефонных станций (Lucent, Nortel, Siemens, Alcatel) начали выпускать IР-телефоны, инкапсулирующие в IР-пакеты или Еthеrnеt-фреймы сообщения фирменного телефонного протокола данного производителя. Такие аппараты функционально ничем не отличались от обычных телефонов тех же производителей. И, наконец, полтора-два года назад появились IР-телефоны с поддержкой протокола SIP, например аппараты Pingtel или lpDialog. К слову. IР-телефоны Cisco - “многопротокольные” устройства: для них разработаны версии программного обеспечения, поддерживающие разные протоколы IР-телефонии - SSCP, SIP, MGCP.

Автор: Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса компании CompTek Игорь Масленников WHAT’S YOUR PHONE’S IQ?. // CONNECT. Мир связи (Москва).- 25.03.2002.- 003.- C.48-49
Источник: http://www.ihl.ru/