Начнем с того, что означает понятие “портрет“.
Если мы обратимся к определению, то это изображение человека или группы людей.
Гораздо же более интересное определение дает нам понятие портрета в литературе, где писатель раскрывает характер героев,
выражает своё отношение к ним.
Им мы и будем пользоваться, потому что под первое определение подходит и снимок на паспорт.
Фотопортрет начинается с того, что у нас складывается какой то образ.
Мы видим этого человека весёлым или грустным, счастливым или несчастным.
Мы обращаем внимание на лицо, цвет волос и глаз.
Как нам выделить то, что нам нравится, как показать то, на что было обращено наше внимание?
Для этого существует несколько способов:
1) Цветовой контраст или цветовое пятно, которое привлекает внимание;
2) Контраст форм;
3) Контраст фактур;
4) Резкостный акцент.
Что это за способы?
Как вы уже очевидно знаете резкость не может распределяться равномерно по всему кадру, а точнее в глубину кадра.
Она меняется, это видно даже когда мы просто смотрим на объект, попробуйте!
Держите ваш палец на расстоянии примерно 10 см. от лица, если мы начнём его рассматривать мы видим всю фактуру кожи, все мельчайшие детали, но если в это же время постараться посмотреть на предметы которые находятся дальше, они окажутся размытыми, мы начинаем рассматривать, фокусируемся на них, и вот теперь мы уже видим их хорошо, а палец наоборот стал размытым.
Когда мы смотрим на мир, то наш глаз постоянно движется, глаза выхватывают небольшие кусочки, а наш мозг соединяет это всё в общую картинку.
Но если мы возьмём фотокарточку, на которой все объекты резки, то нам она будет казаться нарисованной, это и происходит когда мы снимаем на «тёмную» оптику или компактную камеру, почему?
Потому что глубина резкости зависит от:
1) Фокусного расстояния объектива;
2) Расстояния до снимаемого объекта;
3) Размера фотоэлемента, матрица это или плёнка (вот поэтому в компактных фотокамерах глубина резкости всегда такая большая);
4) Светосилы, или на сколько сейчас открыта диафрагма;
Фокусное расстояние и дистанция получаются связаными между собой, чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости, но если мы хотим получить сюжет в одном масштабе на разных фокусных расстояниях, то нам придётся «зумировать ногами» то есть отходить или подходить, и если мы снимаем на длиннофокусный объектив и отходим, то с увеличением расстояния растёт и глубина резкости.
Получается мы можем управлять гриппом только при помощи размера фотоэлемента и открываю или закрывая диафрагму, а так как матрица в нашем фотоаппарате одна, то только диафрагмой.
А теперь немножко о светосильной оптике, если зажать, закрыть диафрагму мы сможем всегда, то открыть её, больше чем светосила объектива, у нас не получится.
То есть если у нас имеется объектив со значением светосилы 2, 8 то закрыть диафрагму до 22, если нам будет необходима большая глубина резкости или объект съемки переосвещен, мы можем, а вот открыть до 2, 8 на объективе у которого это значение 4, 5 – нет.
То есть получается чем меньше число тем больше светосила, ведь светосила это 1/на значение диафрагмы. Усвоив эту формулу, мы не будем путаться как открыть или закрыть диафрагму для того, чтобы в темной комнате у нас не было едва видимых контуров на черном фоне, а в солнечный день пересвеченых лиц и для того чтобы уменьшить глубину резкости, сделать резкими только глаза, а всё остальное, в том числе мусор на улице, стало незаметным.