Хотелось бы обратить внимание всех людей, практикующих айкидо на один из важнейших вопросов, от правильного понимания которого зависит качество и скорость процесса обучения - как должен вести себя человек, на котором отрабатывается техника?
Одно из основных условий продуктивной работы на тренировке - уровень Уке должен быть не ниже уровня Сите. В противном случае Уке может сильно тормозить процесс обучения Сите или, что еще хуже, будет вводить Сите в заблуждение.
Основная роль Уке в тренировочном процессе - правильно сознавать задачи Сите на данном этапе работы и способствовать решению этих задач.
Если Сите работает над одной конкретной техникой - Уке должен атаковать каждый раз одним единственным конкретным образом, на который расчитана конкретная отрабатываемая техника. Причем делать это но должен делать каждый раз, как первый раз в жизни - каждый раз забывая о том, что в прошлый раз ему было очень больно и высоко падать. У Уке, в данном случае - одна задача - атаковать, не зная, что будет дальше. Как ни странно, это очень тяжело.
Разберем несколько вариантов работы над техникой, причем для лучшего понимания задач Уке, начнем от более совершенных уровней и пойдем к менее совершенным:
Первый вариант исполнения техники - на Сите напали, он исполняет технику. В данной ситуации от Уке вовсе не требуется никакого понимания задач Сите. Он должен сильно материться, кусаться, сопротивляться и обязательно пытаться попадать Сите в морду, причем, желательно ногой.
Второй вариант исполнения техники - Сите совершенствует уже хорошо изученную технику. Его задачами в данном случае могут быть: соблюдение и использование основных технических принципов; работа на чистоту исполнения; работа на скорость; работа на выносливось и многие другие задачи.Уке должен знать, над решением каких конкретных задач работает Сите и должен давать ему возможность прочувствовать свои ошибки - неправильно выбранное время реагирования, потеря центральной линии, отсутствие сфокусированной силы и так далее. Короче говоря - не кидают - не падай, не бьют - не блокируй, не блокируют - бей, не ведут - не иди. И опять же, надо понимать, что усложнять задачу Сите нужно постепенно, чтобы он мог с ней справиться, но не поддаваться ему, а заставлять работать на пределе. Все чище и чище, быстрее и быстрее, тяжелее и тяжелее, больше и больше.
Третий вариант исполнения техники - исполнение во время изучения. Когда Сите еще сам толком не знает, какой ногой куда ходить и как там правильно руками делать, Уке должен приложить все усилия, чтобы помочь Сите сделать и запомнить правильные движения - задержать его, если он двигается неправильно, пройти туда, куда должен провести его Сите, сопровождать и контролировать каждое его движение.
Соблюдая эти рекомендации, Уке, даже оказывая разумное сопротивление выполнению техники, никогда не будет оказывать сопротивление процессу обучения, в чем, собственно, и заключается партнерское взаимодействие Сите и Уке на тренировке.