Распространение широкополосных сетей и рост количества пользователей интернета в России сделали сеть мощным инструментом заимодействия с общественностью. В поисках нужных услуг и товаров люди всё чаще прибегают к сети, т.к. пресса с рекламными объявлениями оказывается под рукой далеко не всегда. Главным представительством в сети вне всякого сомнения является сайт компании.
Несмотря на внедрение в контекстной рекламе новых возможностей прямой связи между представителями компании и потенциальными клиентами таких как «Контекстный звонок» на бегуне и опции «Адрес и телефон» в директе отказываться от создания сайта не стоит по следующим причинам:
1. Экономия времени. На сайте можно найти полное порфолио компании, в то время как на его обсуждение в телефонном разговоре требуется значительно больше времени.
2. Визуализация. Для строительных, отделочных а так же многих других организаций очень важно визуально
продемонстрировать клиенту результаты предыдущих работ. Организовать фотогалерею на сайте не составит никакого труда.
3. Удобный способ общения. Некоторые люди испытывают психологический дискомфорт при общении по телефону, поэтому предпочитают обезличенный способ общения, такой как электронная почта или программы мгновенного обмена сообщениями.
Вариантов изготовления сайта не так много, в частности:
1. Заказ у местного разработчика-одиночки (чаще всего ими являются студенты)
2. Заказ у профессионального фрилансера удалённо
3. Разработка сайта собственными силами (подразумевает найм профильного сотрудника)
4. Разработка в профессиональной веб-студии
Рассмотрим особенности каждого варианта более подробно.
Первый и второй имеют схожие достоинства и недостатки с той лишь разницей, что в первом случае страдает качество, а во втором финансы, т.к. услуги профессионального фрилансера стоят отнюдь не дёшево и иногда сопоставимы со стоимостью услуг небольших веб-студий.
К недостаткам первого варианта так же можно отнести отсутствие дальнейшей поддержки веб-проекта, неудовлетворительная работа с документами. Что касается фриланса, то дополнительная поддержка иногда предоставляется за отдельную плату (её стоимость обычно колеблется от 500 до 3000 рублей в месяц) о работе с документами при удалённой работе естественно не может идти речи.
Ещё один момент который необходимо отметить это работа по принципу «и швец и жнец» т.е. один человек делает как программную часть сайта так и дазайн и очень редко действительно хорошим оказывается и то и другое.
Ну и главный недостаток такого варианта это, конечно, нестабильность, сегодня фрилансер делает сайты, а завтра он закончил вуз, сменил работу, женился, развёлся, в общем, существует большое количество жизненных ситуаций в которых дальнейшую поддержку сайта придётся передавать другому лицу. На первый взгляд в этом ничего сложного, но на самом деле это не так.
Во-первых, это касается программной части сайта, немногие любят разбираться в коде, написанном другим человеком. Это может стать препятствием при добавлении нового функционала или значительно замедлить его разработку и внедрение.
Во-вторых, если вам не предоставили шрифты, использованные в логотипе или графической навигации, то добавление новых разделов так же может представлять серьёзную проблему, в лучшем случае придётся искать нужный шрифт а в худшем переделывать всё меню.
В-третьих, может возникнуть проблема с доменным именем, если не дай бог, вы доверили его регистрацию стороннему лицу. А если сторонне лицо регистрировало его не самостоятельно а через хостера (что чаще всего бывает в первом варианте), то проблемы могут обрести ярко выраженных характер.
Теперь перейдём к варианту разработки сайта собственными силами. Зависимость от разработчика в данном случае не такая сильная, но всё же имеет место. К тому же не решается проблема специализации, так как всю работу так же приходится делать одному человеку, а увеличивать штат очень накладно, впрочем, о цене чуть ниже. Главное достоинство этого варианта, несомненно, в том, что сотрудник находится «под боком» т.е. в офисе поэтому можно оперативно решить любой вопрос, а главное никто не будет «вымогать» с вас деньги за размещение ещё одной фотографии сверх нормы или внедрение нового функционала. Даже если сотрудник захочет покинуть вашу организацию, то вы будете иметь возможность обсудить все возможные аспекты дальнейшей работы сайта и решить проблемы о которых было сказано выше.
Что касается недостатков, то главный из них это цена. Уровень заработной платы сегодня нельзя назвать низким, а учитывая дополнительную налоговую нагрузку в виде ЕСН, страховки и других затрат на социальное обслуживание приходится признать что это самый дорогой из всех возможных вариантов, он оправдан только в том случае если организация сможет обеспечить загрузку рабочего времени на 100%.
Что касается четвёртого варианта разработки сайта (разработка в профессиональной студии) то у этого варианта намного больше достоинств, чем кажется на первый взгляд.
1. Правильное оформление договора. Подписывается стандартный договор на оказание услуг между двумя юридическими лицами или юридическим лицом и частным предпринимателем. В договоре можно прописать все условия выполнения работы, условия, сроки и неустойки в случае их затягивания.
2. Удобство оплаты. Достоинство, вытекающее из первого, для юридических лиц намного проще осуществить банковский перевод чем возиться с электронными платёжными системами, особенно, если опыта работы с последними недостаточно.
3. Высокое качество работы. Достигается за счёт разделения труда, т.е. специализации, дизайнер занимается только дизайном, а программист написанием программного кода, что минимизирует риски некачественного исполнения. Общее количество человеко-часов затрачиваемое на разработку сайта при таком подходе увеличивается что и ведёт к росту стоимости.
4. Оптимальное соотношение цена-качество. Стоимость разработки среднестатистического представительства в сети колеблется от 1 до 6 месячных зарплат веб-мастера. Поэтому, сравнивая данный вариант, с разработкой посредством найма специального сотрудника финансовая выгода очевидна, а если к этому прибавить качественный фактор, то именно этот вариант можно назвать оптимальным, хотя на первый взгляд он кажется самым дорогим.
Ну и в заключение статьи хотелось бы напомнить потенциальным заказчикам о платежах сторонним организациям. В большинстве случаев из-за непонимания механизма расходования этих средств данные платежи воспринимаются как дополнительный способ отъёма средств, но это не так.
В подавляющем большинстве случаев это два платежа:
1. Регистратору (за регистрацию доменного имени – 20$ в год)
2. Хостинговой компании за предоставление услуг по размещению сайта в сети (50-100$ в год)
Стоит особо отметить, что эти затраты не являются единоразовыми и должны вноситься каждый год для того чтобы сайт продолжал функционирование. Согласитесь, что было бы нелепо заплатить за создание сайта 2000$ и закрыть его через год из-за того, что никто не вспомнил о 20$ которые нужно заплатить регистратору за продление доменного имени.
Можно ли избежать регулярных платежей сторонним организациям? Этот вопрос мне задают чаще всего. Безусловно, можно, разместив сайт на бесплатном хостинге. Самое плохое в данном случае то, что стремление немного сэкономить выливается в огромные финансовые потери и нанесение прямого ущерба имиджу организации. Для наглядности приведу пример, когда стремление строительной организации сэкономить 120$ в год привело к потере заказа на сумму 5 миллионов рублей. Что касается имиджа, то адрес коммерческой структуры вида xxxxxxx.narod.ru или ххххххх.h1.ru оказывает скорее отпугивающее действие на большинство опытных пользователей сети, так что вместо рекламы владелец такого сайта получит антирекламу.
В 2007 году количество пользователей интернета в России достигло 25 миллионов человек, и сегодня стало очевидным, что игнорировать такую армию потенциальных потребителей опасно для любой коммерческой структуры вне зависимости от сферы её деятельности.
Авторы:
Денис Петров Статьи программы для веб-мастера
Максим Морозов Законодательство РФ, кодексы и федеральные законы