В труде Витрувия помещена такая запись: «Скиография есть рисунок фасада и уходящих вглубь сторон путем сведения всех линий к центру, намеченному циркулем». И здесь речь идет, очевидно, о способе создания театральных декораций, о чем говорит название термина, происходящее от слова «скена». Скеной в древнегреческом театре называлось небольшое сооружение для переодевания актеров, на лицевой стороне которого крепились декорации (от слова «скена» происходит и современное «сцена»).
К сожалению, до нашего времени не дошла ни одна из декораций античного театра. Очень мало обнаружено и собственно живописных произведений той поры. Поэтому-то и не просто составить четкое представление о сущности тех приемов композиционного построения картин, которые применялись античными мастерами, в частности, о сущности упомянутого выше правила точки схода. В изобилии сохранились лишь восторженные легенды о мастерстве признанных художников. Да и те, как правило, переданы писателями, жившими несколько веков спустя после этих художников. Вот некоторые из таких легенд.
По преданию, греческий художник Зевксис настолько естественно изобразил виноград на одной из своих картин, что птицы приняли его за настоящий и прилетали клевать. Однако художник остался недоволен собой: «Если бы я хорошо написал мальчика, то птицы испугались бы его и не тронули виноград». Другой художник, по имени Паррасий, современник Зевксиса, так правдиво написал деталь с занавеской, что сам Зевксис хотел ее отдернуть, дабы лучше рассмотреть простиравшийся за окном вид.
Римский поэт и ученый Плиний Старший рассказывал, как однажды знаменитый греческий художник IV века до н. э. Апеллес выиграл соревнование в живописном мастерстве по изображению лошадей. Назначенные судьи вначале отдали предпочтение другому художнику. Тогда Апеллес велел привести к картинам лошадей. Те же удостоили ржаньем только его картину, чем указали на действительно наилучший рисунок.
Есть ли основания верить в справедливость подобных оценок? Действительно ли греки достигли таких вершин в живописи? Долгое время это казалось неразрешимой загадкой. Даже восхищенным античностью деятелям Возрождения, с особой пристрастностью собиравшим памятники древнего искусства, ничего достоверного о греческой живописи известно не было. То, что они взяли для себя из этих легенд — это критерии, с которыми следует подходить к произведениям искусства. В живописном произведении, в первую очередь, следует стремиться к реализму, к достижению максимальной степени сходства с реальными предметами. Только начиная с конца XVIII века с упомянутой тайны начала спадать пелена. В это время в Европе становятся известными первые значительные находки, обнаруженные при раскопках трех римских городов: Помпеи, Стабии и Геркуланума, расположенных в зоне Неаполитанского залива (раскопки начаты с Помпеи в 1748 году). Вместе с близлежащими окрестностями эти города были погребены под пеплом во время извержения вулкана Везувия. Трагедия свершилась жаркой августовской порой 79 года н. э. при правлении императора Тита Флавия. В художественных образах она замечательно передана К. П. Брюлловым в известном произведении «Последний день Помпеи».
Самые замечательные фрески и мозаики, обнаруженные при раскопках, являются копиями или вольными интерпретациями несохранившихся прославленных шедевров греческой живописи, которые известны по описаниям. Об одной из таких копий — мозаике, представляющей битву Александра Македонского и царя Дария в сражении греков с персами при Иссе, в подлиннике принадлежащей греческому живописцу Филоксену,— Гете сказал: «Содержание этой картины приводит к восторженному изумлению». А ведь это копия! Значительно более возвышенному и гуманистическому греческому искусству действительно принадлежали выдающиеся живописные произведения. Помпейские росписи дают представление и о практическом применении правила точки схода, о котором говорит Витрувий. Многие из фресок имеют декоративный характер. На них представлены в основном архитектурные мотивы. В основе этих архитектурных вариаций лежат изображения колонн, полуколонн, пилястр, арок, портиков, монументов и целых храмов. Все в них подчиняется задаче достижения иллюзорной объемности и впечатления раздвинутых границ комнаты, что так отвечает новой общественной психологии, которая утверждалась с расширением границ римского государства. Как и в театральных декорациях, во многих Помпейских фресках изображения уходящих вглубь картины прямых сводились в одну или в несколько точек схода.
По-видимому, в этот период уже вполне могло осознаваться, что в точке схода должны пересекаться изображения параллельных между собой прямых. На фрагменте декоративной росписи содержится три точки схода, которые размещены на одной вертикальной прямой. Как объяснить это новое правило, возникшее уже после Агафарха? Здесь, вероятно, имеем дело со стремлением художника следовать определенным правилам гармонического равновесия картины, в изобилии появлявшимся в античной культуре. Представления о гармонии, возникшие в Древней Греции, оказали огромное влияние на все развитие человеческой культуры, в том числе и на живопись. Именно поиск гармонических сочетаний в изображении пространства привел в конце концов художников к перспективе, из которой впоследствии родилась проективная геометрия.