Интеллектуальное здание.
Реализация проекта интеллектуального здания (ИЗ) существенным образом отличается от традиционной схемы построения здания. Главной и определяющей составляющей организационно-технических мероприятий, проводимых заказчиком на этапе принятия решения о строительстве ИЗ, является выбор генерального подрядчика по строительству и инженерным системам.
При традиционной схеме “строительный” генподрядчик имеет дело с большим количеством субподрядчиков, отвечающих за одну-две инженерные системы. Каждый из субподрядчиков стремится сузить круг своей ответственности. Он заинтересован лишь в скорейшем выполнении своей части работ и не заинтересован в конечном результате. При этом, как правило, возникают проблемы “стыковки” систем и различного рода “пограничные” конфликты. С окончанием строительства эти проблемы не исчезают, а “переходят в наследство” службам эксплуатации объекта и организациям, осуществляющим гарантийное и послегарантийное обслуживание. При большом количестве систем владельцу здания (арендатору, управляющей компании и т.п.) хватает “головной боли” только от одной мысли, что ему придется общаться с бесчисленным количеством представителей различных организаций и отслеживать выполнение множества договоров. Кроме того, эксплуатация таких разрозненных систем требует немало специалистов собственной инженерно-технической службы.
Иначе обстоит дело при построении интеллектуального здания. Здесь заказчик “работает” с одним подрядчиком - системным интегратором, который реализует технические решения по всему комплексу систем инженерного оборудования ИЗ. У заказчика вместо “головной боли” - необременительное общение с представителем одной компании, решающей все проблемы. Такая компания - системный интегратор - не только оснащает объект всем необходимым инженерным оборудованием, но и осуществляет его обслуживание на всех этапах “жизни”. Поэтому системный интегратор “кровно” заинтересован в оснащении здания надежным и эффективным оборудованием, “правильно” структурированными, взаимодействующими по заданным алгоритмам комплексами систем. Вместо многочисленных разрозненных служб эксплуатации в ИЗ функционирует одна (или несколько) диспетчерских служб, контролирующих состояние всех систем и осуществляющих координацию работы специализированных бригад. Обслуживание всего комплекса систем осуществляет одна компания - как правило, именно та, которая проектировала ИЗ и выполняла пусконаладочные работы.
Таким образом, выбор подрядчика, способного предложить интегрированное решение по инженерному оборудованию здания, становится важнейшей составляющей при построении ИЗ независимо от того, проектируется ли небольшой загородный дом или многоэтажный гостиничный комплекс. В этом, так сказать, основной организационный принцип построения интеллектуального здания.
Прежде чем обсуждать технические принципы построения ИЗ, вспомним его основные элементы (так сказать, “структурные” принципы построения):
комплекс систем безопасности (КСБ);
комплекс систем жизнеобеспечения (КСЖ);
комплекс систем информатизации (КСИ);
структурированная кабельная система (СКС);
единый центр мониторинга, диспетчеризации и управления (АСУ зданием).
Важной структурной единицей ИЗ является единый центр диспетчеризации, осуществляющий контроль за состоянием всего комплекса и управление системами жизнеобеспечения здания. Для правильного его функционирования необходимо предусмотреть всевозможные взаимосвязи между отдельными системами, степень их интеграции и структуру аппаратно-программного обеспечения центра. Поэтому при проектировании ИЗ одним из определяющих принципов является формирование единого подхода при построении всех систем различных комплексов. Такой унифицированный подход к формированию многофункционального комплекса систем проще достичь, если “дело” по созданию интеллектуального здания поручить одной фирме - системному интегратору, который берет на себя всю ответственность за конечный результат.
К основным техническим принципам построения ИЗ относятся:
стандартизация архитектуры комплекса систем (”открытость” систем);
стандартизация оборудования и процессов;
единая физическая среда передачи информации (СКС);
централизация (функций мониторинга и управления) и интеграция систем;
децентрализация (распределенные системы управления);
сегментация (модульный принцип построения систем);
адаптируемость (”готовность к изменениям”);
“наращиваемость и избыточность” (наличие резерва).
Принципиальное отличие ИЗ от традиционной схемы в том, что управление инженерным оборудованием здания осуществляется комплексно, на основе использования компьютерных (информационных) технологий. При этом от пользователя не требуется никаких специальных знаний. Процесс обучения занимает от двух до четырех недель (в зависимости от сложности структуры комплекса). Наличие удобного графического интерфейса дает возможность оператору легко управляться с работой всего инженерного оборудования с одной рабочей станции. “Централизованная” составляющая управления позволяет снять значительную часть нагрузки с персонала служб эксплуатации и эффективно координировать их работу.
Источник: Строительство зданий