«Башня №1 в Европе»
С площадки 27-го этажа, еще не закрытой ограждающими панелями, открывается великолепный вид на город. Внизу толпятся дома, особенно выделяются старые, сталинские, и новые высотки, серебрится лента Москвы-реки, зеленеют робкие пятна газонов. А какой же обзор будет с высоты последнего этажа, где предусматривается устройство обзорной площадки!
Многофункциональный офисно-рекреационный комплекс «Федерация», о котором идет речь, – один из объектов строящегося в столице делового центра «Москва-Сити». ММДЦ называют «московским Манхеттеном». В самом деле, это самый крупный в Европе инвестиционно-строительный проект. Возводится центр на участке Краснопресненской набережной в 60 га и объединяет 15 высотных офисных, торговых и гостиничных комплексов. Благодаря новейшим телекоммуникационным системам «Москва-Сити» станет не только гармоничным архитектурным ансамблем, но и единым интегрированным информационным пространством.
Проект можно назвать интернациональным: над ним трудятся лучшие архитекторы мира, специализирующиеся на возведении высотных зданий. Их проектные решения опираются на мировой опыт строительства высотных бизнес-центров: «Бэттери парк» в Нью-Йорке, «Кэннери Уорф» в Лондоне, «Фест Кэнедиан Плейс» в Канаде, «Де Фанс» в Париже. «Москва-Сити» даже превосходит их по объемам строительства, архитектурной новизне, инженерным и транспортным инфраструктурам.
Третье транспортное кольцо и Краснопресненский проспект, а также новая линия мини-метро со станциями «Дорогомиловская», «Международная» и «Деловой центр» (последняя введена в эксплуатацию) сделают деловую зону удобной с точки зрения транспортной доступности. А для размещения личного и служебного автотранспорта на территории ММДЦ предусмотрены автостоянки на 23 тыс. машиномест. Появятся также маршруты водного и воздушного транспорта. В частности, предусмотрен вертодром. С международными аэропортами столицы бизнес-центр свяжет линия скоростной транспортной системы, оснащенная железнодорожным вокзалом-терминалом. «Федерация» призвана стать одним из самых престижных и впечатляющих офисных зданий Москвы и самым высоким в Европе. Его высота достигнет со шпилем 448 м. Проект объединяет интересы российского частного бизнеса и мирового опыта высотного строительства. Здесь применяются новейшие технологии, высококачественные материалы и самые передовые методы управления.
Комплекс представляет собой многоуровневый подиум с двумя разновысотными башнями в 93 и 62 этажа, объединенными общей стилобатной частью.
Главные архитекторы проекта – Питер Швегер и Сергей Чобан (Германия) – кстати, последний – выходец из России.Выполнение работ сопровождает мастерская № 6 «Моспроекта-2». Инициатором и инвестором проекта выступила корпорация MIRAX GROUP (президент С.Ю. Полонский), в которую входит застройщик башни «Федерация» компания «Mirax-Сити». Строительство объектов осуществляется в сотрудничестве с компаниями Turner, Thornton Tomasetti и другими мировыми лидерами высотного строительства.
Наш гид по площадке строительства – Геннадий Живулько, руководитель проекта башни Б. Она возводится первой. Ее проект выполнен компанией «Торнтон Томасетти груп», а рабочую документацию обеспечивает российская организация «Горпроект» (на башне «А» – проектное бюро компании MIRAX GROUP). «1 апреля прошлого года, – вспоминает Геннадий, – мы приняли первый бетон. На днях отпраздновали годовщину этого события вместе с турками, которые выполняют на башне Б бетонные работы. Этот этап должны закончить в октябре. Затем начнутся отделочные и фасадные работы». На вопрос о том, какие технические новшества применяются при строительстве башни, Г. Живулько отвечает: «Практически вся башня – ноу-хау, во всяком случае, для России».
Конкретно это, во-первых, применение бетонов, которых до сих пор не было даже в СНиПах, – марки Б-90. Компания разрабатывала специальные регламенты для сооружения «Федерации». На основании данных, которые здесь получены, будут «писаться» нормы для высотных зданий.
Во-вторых, здесь применяются механизмы подъема на высоту, которой раньше строители не знали. Фирмой приобретены 2 самоподъемных крана «Либхерр». Они замечательны тем, что «подрастают» с каждым этажом. Подъем занимает 6 – 8 часов. В-третьих, новейшие инженерные системы – их проектирует немецкая фирма «Эггерт», имеющая большой опыт оснащения высотных зданий. Сейчас подключилась «Армагруп», выигравшая тендер на производство этих работ и подготовку рабочей документации. Что касается конструкции фундамента, то было решено сделать монолитное основание из буронабивных свай с ростверком – на башне Б их около 140, на башне А – больше 220. Они полутораметровой толщины и забивались на глубину 23 – 30 метров. Для их изготовления применен бетон достаточно высокого класса Б-40. Высота фундаментной плиты на башне Б – 3,5 м, на А – 4 м. Дальше идет стилобатная часть в 1,5 м. Естественно, самое серьезное внимание было уделено исследованию грунтов – ведь башня строится на набережной Москвы-реки. «Все рассчитано и учтено, – успокоил Г. Живулько. – Есть гидрологический прогноз, при проектировании спрогнозировано, что вода в реке может подниматься. Вся подземная часть как бы заключена в защитную рубашку из ПВХ-мембранной гидроизоляции».
Поднимать наверх и спускать вниз людей и грузы будут современнейшие лифты и системы «Твин» (с двумя кабинами в одной шахте) и «Добедеккия» (с двумя уровнями кабин). Ждать лифта придется не более 25 секунд.
Под землей – 4 этажа. На первом, в основном, технические помещения. Будут в «подземелье» и рестораны, кафе, конференц-залы и т.д. А на одном из верхних этажей стилобатной части осенью отпразднует новоселье компания MIRAX GROUP. О фасадах здания рассказывает другой наш собеседник, архитектор проектного бюро «Сергей Чобан и К°» Матиас Лассен. Система фасадов основана на отдельных элементах – панелях, которые устанавливаются на всю высоту здания. Они представляют из себя стеклопакеты, заполненные газом. Изготавливает их китайская фирма «Юанда». Само стекло – компании Pilkington – производится на заводе в Китае. Слегка затененное, с голубоватым оттенком, оно сделает здание очень нарядным, красивым. Панели, установленные на глухих стенах, – непрозрачные, на них шелкографией нанесен рисунок. Если присмотреться, можно увидеть различия: на башенной части панелей изображены облака, а на стилобатной – морские волны. Панели имеют специальную систему защиты от солнечных лучей. Крыша на башне тоже будет стеклянной. Мы поинтересовались, а как же «русский снег», скажем, такой, как в нынешнюю зиму? Матиас Лассен заверил, что он башне не страшен: предусмотрена система подогрева стекла. Круглые сутки снег будет таять и по специальной системе дренажа стекать вниз. Инженерные системы по проекту будут распределены по всему комплексу, большая их часть в бункере, некоторые этажи будут чисто техническими.
Башня представляет собой ядро, вокруг которого расположены все остальные конструкции. На технических этажах предусмотрены основные опоры, благодаря чему часть внешней нагрузки будет передаваться на центральное ядро. Чем выше этаж, тем меньше масса опорных колонн. Их моделирование в аэродинамической трубе проводила канадская компания «Арт дабл ди ай». Вся система – из железобетона, что достаточно необычно для такой высоты. После Останкинской телебашни это самая высокая в Москве бетонная конструкция. Между двумя башнями будет сооружена лифтовая мачта-игла. Три переходных моста соединят ее с обеими башнями. На четвертом, самом верхнем, на высоте 320 м, расположится наблюдательная площадка. Безопасность людей – самый главный вопрос, которому авторы проекта уделили огромное внимание. Специально для «Федерации» разработаны новые СНиПы, там, в частности, предусмотрена огнестойкость материалов в течение 4 часов – такого пока нет нигде в мире. В центральном ядре каждой башни имеются 2 аварийные лестницы, которые идут с самого верха до 6 этажа и на фасадную часть, а с 6-го этажа – наружу. Кроме того, в башнях по 2 пожарных лифта. Вентиляционные пути проходят в центре ядра. «Когда строительство здания «Федерации» будет завершено, – подчеркивали наши собеседники, – оно будет по высоте первым в Европе и 8-м или 9-м в мире». А от себя хочется добавить: и, наверное, самым красивым.
Официальная справка Площадь участка застройки – 1,07 га (139х77 м), площадь застройки – 10 тыс. м2. Общая площадь комплекса составит 423 тыс. м2, из которых 153 тыс. м2 займут офисные помещения класса «А», 63,7 тыс. м2 элитные апартаменты и 44 тыс. м2 будут предоставлены под отделения банков, гостиницы, кассы авиакомпаний, фитнес-центры, кафе, рестораны, магазины, выставочные залы.
Источник: Строительство зданий