После установки и регулирования механизма газораспреде¬ления и топливной аппаратуры на неработающем дизеле при¬ступают к окончательной наладке. Завершающий этап регули¬рования производят во время работы дизеля по индикаторным диаграммам (нормальным, развернутым, смещенным, диаграм¬мам-гребенкам и др.), а также по давлениям и температурам газов, охлаждающей воды и масла.
Регулирование рабочего процесса сводится к доведению его эксплуатационных параметров и характеристик до значений, рекомендованных заводом-строителем. К параметрам относятся: максимальное давление сгорания р г, давление в конце сжатия рс , среднее давление по времени pt , среднее инди¬каторное давление р с , температура отработавших газов tr по цилиндрам, средняя температура отработавших газов за вы¬пускным коллектором tr.K В результате регулирования должны быть получены номинальная мощность двигателя, равномерное ее распределение по цилиндрам и минимальный удель¬ный расход топлива.
Величины рс, рг , Pt и pi следует проверять: через каж¬дые 100—150 ч работы двигателя, но не реже одного раза за рейс; при обнаружении неисправностей в работе одного или нескольких цилиндров (повышение или понижение температуры отработавших газов или давления продувочного воздуха и т. п.); после регулирования топливной аппаратуры, замены форсунки или топливного насоса, переборки или замены деталей ЦПГ; при переходе на работу на новом сорте топлива.
Температуру отработавших газов по цилиндрам и среднюю за выпускным коллектором измеряют каждый час.
Регулирование рабочего процесса дизеля начинают при установившихся тепловом режиме и мощности, равной 50% номинальной. При этом разница температур отработавших га¬зов по отдельным цилиндрам в пределах 40—50°С допустима, и регулирования по этому признаку не требуется. Если максимальное давление сгорания рг и давление pt по пиметру в отдельных цилиндрах будут в пределах, указанных в инструк¬ции завода-строителя для этого режима, нагрузка на дизель может быть увеличена до 75% номинальной. Если значения этих величин при 75%-ной нагрузке выходят за пределы уста¬новленных допусков, необходимо регулирование дизеля. Окон¬чательно судовой дизель регулируют при мощности и частоте вращения, близких к номинальным.
Многие параметры, необходимые для регулирования дизе¬ля, можно определить по индикаторным диаграммам или осциллограммам. Наиболее точные данные получают путем обработки осциллограмм. Однако аппаратура для снятия осцил¬лограмм сложна и громоздка, обычно ее применяют только при специальных исследованиях и испытаниях, проводимых научно-исследовательскими институтами или теплотехническими пар¬тиями пароходств. При повседневной эксплуатации для регулирования судовых дизелей обычно используют диаграммы, снятые индикатором мощности. Этот метод прост, доступен и достаточно точен для практических целей.
Контур индикаторной диаграммы показывает изменение давления газов в цилиндре дизеля в зависимости от хода поршня. Площадь диаграммы соответствует работе, которая производится газами в цилиндре за один оборот коленчатого вала.
По индикаторным диаграммам, снятым при соблюдении необходимых условий индицирования, можно определить индика¬торную мощность двигателя и произвести необходимое распре¬деление ее по цилиндрам, исследовать работу механизма газораспределения, топливных насосов и форсунок, выявить недо¬статки и устранить их, а также обнаружить неисправность самого судовые двигатели (пропуски газов через поршневые уплотнительные кольца, неверная установка объема камеры сжатия и т. д.).
Однако судят о наличии и характере неисправности в дви¬гателе и его распределительном органе лишь в том случае, если известны очертания диаграммы, которую можно принимать за нормальную. Нормальными считаются такие диаграммы, у которых все моменты распределения (впуск, сжатие, подача топлива и его горение, расширение, выпуск и продувка) про¬ходят без отклонения от норм, предусмотренных при проекти¬ровании двигателя.
Отклонение от контура нормальной диаграммы свидетельствует о наличии дефектов в двигателе. Следует учитывать, что искажения индикаторных диаграмм могут происходить вследствие не только нарушения распределения и износа отдельных деталей двигателя, но и второстепенных причин, не связанных с его работой (неисправностей индикатора или его привода, неумелой съемки диаграмм и т. д.). В связи с этим перед регулированием двигателя необходимо проверить состояние индика¬тора, его привода, индикаторных кранов и труб и при необходимости устранить недостатки.