В условиях сложной экономической ситуации в стране второстепенные ИТ-сервисы, обычно передаваемые компаниями на ИТ-аутсорсинг, будут мало востребованы. Поэтому для многих ИТ компаний, предоставляющих услуги аутсорсинга, пришло время перестроиться под новые условия рынка и предложить нечто новое или более необходимое.
“Главным условием выживания компаний во время кризиса является необходимость скрупулезной “инвентаризации”, - считает Наталия Мацнева, директор по развитию бизнеса компании ISS.
Цели такой ревизии:
• сосредоточиться на выпуске тех товаров, которые найдут сбыт на сократившемся рынке потребления;
• обеспечить сохранение собственного научно-исследовательского и производственного потенциала, который обеспечивает конкурентоспособность и способность “быстрого старта” в посткризисный период.
Вероятно, что ИТ аутсорсинг в таких условиях ждет печальная участь: и общее сокращение производства, и вторичность задач, передаваемых обычно в аутсорсинг, приведут к массовому сокращению проектов, передаваемых во “внешнюю” разработку.
Возможности выживания
Возможности выживания ИТ аутсорсинга, по мнению Мацневой, связаны либо со способностью предложить уникальные сервисы, которые, с одной стороны, жизненно необходимыиз для заказчика, а с другой, компания не имеет возможности обеспечения соответствующей функции собственными силами, либо с дальнейшим удешевлением стоимости аутсорсинговых услуг.
Таким образом, нынешние условия содействуют “вымиранию” сложившейся модели массового ИТ аутсорсинга в решении “периферийных” задач и создают платформу для предложения новых моделей для аутсорсинга.
Дальнейшее развитие в области аутсорсинга связано со способностью ИТ компаний предложить решения, которые могут заместить те критичные функции, которые сейчас выполняются фирмами самостоятельно, на аналог с более низкой стоимостью и высокой гибкостью. Задача не из легких и все же уже сегодня можно выходить на рынок с такими решениями. К примеру, “ПО как услуга” (SaaS) – еще довольно малораспространенная в Украине модель - позволяет небольшим компаниям сохранить высокий уровень используемых ИТ-средств и систем без необходимости содержания собственного ИТ-специалиста, без необходимости закупки и поддержки аппаратных средств, с возможностью гибкого использования объема услуг вплоть до полного отказа от их использования без каких-либо санкций со стороны провайдера услуг. При этом самым важным является низкая стоимость решения, удешевляющая стоимость собственного аналога.
Так что новая эра в ИТ аутсорсинге - это не предложение “помощи” в условиях необходимости решать большое количество разнообразных задач, а время создания новых альтернативных платформ и решений, способных более эффективно и гибко обеспечивать жизненные потребности бизнесов.
“Это время новых возможностей для ИТ, время превратиться из аутсорсинга в “корневую” индустрию. ИТ-провайдер должен использовать свой уникальный шанс, чтобы предложить рынку ту унифицированную систему услуг, которая позволит бизнесу, выйдя из кризиса, войти в новый мир, где в ряду ключевых элементов, обеспечивающих жизнеспособность, есть не только банки (для финансовых операций), телекомоператоры (для обеспечения потребностей связи), Интернет-провайдеры (для “выхода” в виртуальный мир), но и ИТ-центры (для существования в мире бизнеса). Так что аутсорсинг ждет большое перерождение”, - уверена Наталия Мацнева.
Аутсорсинг оптимизирует
“Использование ИТ аутсорсинга дает организациям два важных преимущества - соответствие расходов на услугу объему ее потребления и снижение постоянных затрат в пользу переменных, - говорит Сергей Маглюй, вице-президент по инновациям, председатель совета директоров компании “Инком”. - В условиях снижения основного производства эти преимущества могут стать ключевыми стабилизирующими факторами. Кризис - это хорошее время для оптимизации бизнеса, в том числе и сокращения расходов на собственную службу ИТ.
При этом важно обеспечивать необходимый уровень качества обслуживания, доступности и производительности информационной системы предприятия. На сегодняшний момент системными интеграторами накоплен достаточный объем знаний и опыта для перевода в ИТ аутсорсинг как отдельных функций по обслуживанию пользователей, так и передачи целых подсистем информационной системы предприятия. Прежде всего, речь может идти о службе ServiceDesk, управлении сетью и безопасностью. На условиях аутсорсинга предприятия могут получать сервисы для коллективной работы, такие как почта, календари, портал, средства коммуникаций”.