Иврит входит в состав семитской семьи и имеет статус государственного языка Израиля. Общинные еврейские диаспоры в других странах также используют иврит. В древние времена язык назывался древнееврейским и был культовым языком религии иудаизм. Разговорная форма языка была снова введена для общения после долгого времени забвения в 20 столетии.
Иврит отделился как самостоятельный язык во II половине 2-го тысячелетия до н.э. Обнаруженный историками один из первых памятников литературы на иврите («Песнь Деворы») относится к XII столетию до нашей эры, который со временем был включен в Ветхий Завет. Памятником древней письменности является календарь из города Гезер, который относится к X столетию до нашей эры.
Выделяют несколько основных этапов развития иврита. Это библейский, послебиблейский, древнееврейский, средневековый периоды и вновь возрожденный язык XIX века. Рассмотрим особенности формирования языка в разные исторические периоды.
В библейском периоде, который продолжался почти 10 веков с XII по II столетие до нашей эры в языке иврит довольно хорошо просматриваются черты, характерный для всех языков, относящихся к семитской семье. Разделение гласных происходит таким образом: долгие, краткие и сверхкраткие звуки.
В послебиблейский период, который охватывает I-II столетия нашей эры, а точнее к его концу древнееврейский язык не употребляется в разговорной речи и является только лишь языком, на котором проводятся богослужения.
В период на протяжении существования эпохи Талмуда и Масоретов существовал древнееврейский язык – III-V столетия нашей эры. К этому времени образовалось одно из течений иудаизма, сторонники которого называли себя «хранителями традиций» или масоретами. Масореты разработали свою систему гласных обозначений, которые использовались при согласных буквах, такое новшество называли нэкудот. Такой поворот в развитии языка иврит позволил сформировать четкие стандарты произношения гласных звуков во время чтения древних текстов, написанных на иврите. В эпоху Средневековья в иврите появляется множество заимствований из арамейского языка. Прежде существовавшие глагольные системы претерпевают изменения. Виды глаголов – несовершенный и совершенный – в результате этого были переосмыслены, самостоятельными стали некоторые причастия, обозначавшие качество предмета.
Период средневекового иврита продолжался с X по XVIII столетие нашей эры. В это время разговорная форма иврита предана забвению. Но еврей продолжали изучать язык, читали религиозные книги, написанные на иврите, писали различные исторические и религиозные труды также на иврите. В общении между собой они тоже использовали иврит, его разговорную форму. В этот период перестает также использоваться и арамейский язык, который являлся конкурирующим языком для иврита. Происходит формирование нескольких разговорных норм иврита, а точнее норм произношения слов. Это ашкеназская норма, которая использовалась в странах Европы за исключение Испании, и сефардская норма, используемая в странах, где религией был ислам, а также на территории Греции, Испании и частично в Италии. В сефардской норме сохранились лучше характерные особенности произношения, принятого в древности, но в ней отсутствует разница между долгими и краткими гласными звуками. В ашкеназской норме происходит превращение долгих гласных в йотированные, система согласных и гласных букв и звуков претерпевает существенные изменения. Особенности произношения в ашкеназской норме наследуются из немецкого произношения. А имена прилагательные выделяются как самостоятельная часть речи.
В XIX столетии литература на иврите вошла в состав всей европейской литературы. А с начала XX столетия происходит возрождение языка еврейской нации, который считался «вымершим» языком на протяжении 18-ти веков. Иврит постепенно входит в повседневное общение и становиться государственным языком Израиля. Такой поворот событий произошел благодаря стараниям целого ряда воодушевленных подъемом и возрождением языка еврейской нации людей. Элиэзер Бен-Йегуда был одним из основных идейных представителей такого движения. В сионистской идеологии главной целью было возрождение иврита. Ее сторонники стремились искоренить существовавшее на протяжении столетий наследие изгнания как самого языка, так и еврейской нации, а также вытеснить те языки и наречия, которые использовались евреями, жившими под гнетом других народов из повседневного общения и письменной языковой формы.
Сущность сионизма заключалась в том, чтобы полностью искоренить исторически чуждые для иврита ценности, которые вошли в жизнь народа Израиля за времена его нахождения под влиянием и давлением чуждых ему культур. В 1904 году в Иерусалиме была основана первая учительская семинария, в которой проводилось обучение ивриту и его преподаванию. Она бала открыта благодаря Союзу взаимопомощи немецких евреев. В 1905 году была открыта гимназия «Герцлия» в городе Яффо, которая на тот момент являлась первой и единственной в мире средней школой, преподавание в которой проводилось на иврите. Основным залогом возрождения иврита было добровольное, а порой и принудительное избрание иврита для повседневного общения среди семей, переселившихся на историческую родину из других стран в начале ХХ столетия , а также и среди коренного населения Эрец-Исраэля.
На начальном этапе формирования государства еврейского народа внедрение иврита в повседневную жизнь проводилось довольно жестко. Происходило полное игнорирование и неприятие всех иностранных языков. Позже, в то время, когда иврит стал основным языком общения, вытеснив все остальные языки, отношение к используемым евреями на протяжении долгого времени языкам стало более «мягким». А в 1996 году в Израиле были разработаны и приняты законы, касающиеся сохранения культурного наследия и исторических памятников на языках ладино и идиш.