На первый взгляд вопрос кажется излишним. Однако собственный опыт разработки, продвижения на рынке и внедрений ERP NOVA у клиентов компании АЗСофт привел к выводу, что хорошо бы определится по этому вопросу именно в России.
А какие собственно мысли имеются?
А вот какие.
Первое, само слово автоматизация мне не нравится. Автоматизировать можно крекинг-процесс, работу станка, есть в конце концов промышленные роботы. Применительно к бизнесу, на мой взгляд, правильно было бы говорить об организации учета с помощью информационных технологий. Однако в ходу именно слово автоматизация в различных сочетаниях, например, автоматизация торговли, автоматизация оптовой торговли, автоматизация управления предприятием и т.д. Терминологию я не буду оспаривать, казалось бы, ну нравится людям так говорить, ну и ладно. Но на практике с этим связана немалая проблема, причем живет она уже десятилетиями. Выглядит она так: если в ERP мало что выполняется автоматически, то такая система плохая. При этом реальные люди в бизнесе так рассуждают, в то время как у них учет бизнеса ведется в EXCEL. Вот дескать если бы все это она, система, делала бы самостоятельно, тогда да, это будет хорошо.
С этой проблемой смыкается другая, но родственная. Более продвинутые бизнесмены проявляют поистине безграничную заботу об автоматизации труда собственных менеджеров по продажам, при этом фактически в это же время владелец бизнеса даже точно не знает каковы результаты его бизнеса, может мы уже банкроты, а может денег немерено. Но это незнание не волнует, а вот как выглядит экран функционала менеджера, сколько там кнопок и как они расположены, да сколько нажатий на клавиатуру придется производить менеджеру, очень волнует. Если не понравится, система плоха, нет, не пойдет.
Конечно, в настоящих заметках привожу крайние примеры, но они есть, это из моей практики, вот, что печалит.
Думаю, что эти российские особенности, впрочем, за рубежом ERP не внедрял, не знаю, вызваны тем, что информационные технологии в бизнесе появились впервые не в нашей стране, а у нас стали прививаться искусственно. Нет осознанной потребности в том, что разработано за рубежом в результате большей истории развития бизнеса. Плакать по этому поводу не нужно, но, думаю, нужно пробовать и пробовать разъяснять. Конечно, функционал ERP должен быть интуитивно понятным, минимизировать рутину, подсказывать, помогать, прогнозировать, планировать и т.д. Но самое важное для чего нужна ERP – она должна либо давать ответы на вопросы по состоянию бизнеса, его развитию и перспективах этого развития, либо в худшем случае помогать эти ответы получить. А отсюда и первоочередные требования к функционалу, он должен обеспечить рациональным образом учет всех тех данных, только на основе которых и могут быть сформированы ответы.
Второе. Мы сделали предположение, что автоматизация бизнеса – это учет с помощью информационных технологий. Моя практика свидетельствует, что если мы с клиентом согласны по этому вопросу, это еще не все. На этом более продвинутом уровне иногда просто теряются конкретные цели, для чего нужно покупать ERP. Потенциальный клиент может сгенерировать такие пожелания, на которые никакой фантазии казалось бы не хватит. Я бы большой беды в этом не видел, если бы был уверен в том, что клиенту это действительно нужно. Ну а действительность еще богаче. Разработанная АЗСофт ERP NOVA (подробно http://www.azsoft.ru) содержит только тот функционал, который востребован или был дополнительно заказан нашими клиентами. И наша практика показывает следующее: если один клиент доказывал нам, что без этого функционала он вообще не может работать, то другой реальный клиент именно к этому абсолютно равнодушен. Даже больше скажу, в нашей практике были случаи, когда клиент нам доказал необходимость какой-то доработки, мы ее сделали, он ее оплатил, и он же ее не использует.
Что с этой проблемой делать?
На мой взгляд решение в том, что при автоматизации бизнеса нужно ставить конкретные, внятные, достижимые основный цели, например, не просто нужна автоматизация бизнеса, а нужно в результате автоматизации получить достоверный учет. Или оперативный учет. Или необходимо, чтобы отчет о результатах бизнеса формировался системой по запросу в готовом виде без дополнительной обработки человеком. Или необходима оперативная консолидация отчетов по филиалам. Моя практика показывает, что в этом случае внедрение особенно успешно.
Третье. Сейчас, во время кризиса, нужна эта автоматизация?
Этот вопрос потруднее первых двух проблем.
Труднее потому, что во всем мире во время кризиса производят сокращение ИТ бюджетов. Это данность, это народная мудрость. Но у монетки то есть и другая сторона. Полагаю, что опять-таки в России есть свои особенности. Если за рубежом, имею в виду развитые страны, бизнес автоматизирован, т.е. внедрены информационные технологии учета и сокращается бюджет на их модернизацию, то в России опасаюсь более кардинальных решений типа отказа от автоматизации вообще. А проблема в том, что именно во время кризиса еще более остро необходимо получать ответы на вопросы о состоянии бизнеса, а кто на них будет отвечать, бухгалтер с помощью 1С? Это вряд ли.
Тогда совсем не парадоксален ответ на этот третий вопрос, что в России во время кризиса автоматизация еще более необходима.
Автор: Земцов А.Н. - генеральный директор “АЗСофт”