У начинающего любителя сигар в табачном магазине обычно разбегаются глаза и возникает справедливый вопрос: зачем выпускать так много всевозможных форматов, многие из которых отличаются друг от друга буквально миллиметром длины или толщины. Не проще ли, чтобы не путаться, ограничиться пятью-десятью? Как разобраться во всем многообразии, например, кубинских сигар?
Ответы на эти вопросы – у Вилли Альверо, генерального представителя компании Habanos S.A.
Что такое формат
В сигарной промышленности применяется термин «витола», который обозначает «физические» характеристики сигары. Витола – это сочетание ее диаметра, длины, веса и формы. Но большинству курильщиков привычнее термин «формат». Будем считать, что это слова-синонимы.
Единой мировой классификации форматов не существует. В каждой стране, производящей сигары, о них свои представления. Более того, каждый отдельный производитель вправе выпускать сигары каких угодно размеров и форм и давать им какие угодно названия. Исключение сегодня составляет, пожалуй, лишь Куба. Только там форматы стандартизированы.
В зависимости от толщины «гаваны» делятся на три группы: большого диаметра (ring gauge от 46 до 57) – «тяжелая артиллерия», среднего (ring gauge от 40 до 44) – «полевая артиллерия» и маленького (ring gauge от 26 до 39) – «горная артиллерия».
Все сигары имеют два названия. Одно из них – фабричное, которое используют все мануфактуры. Это производственное название формата, vitola de galera. Второе название – vitola de salida – коммерческое. Под ним продаются сигары одного и того же формата, выпускаемые различными фабриками под различными марками. По сути, это название каждой конкретной сигары, которое скажет потребителю не только диаметр и длину, но и марку. Если спрашивают, не хотите ли закурить Lusitania, вы уже знаете, что вам предлагают сигару марки Partagas формата double corona. А когда упоминают Epicure No. 2, знатокам ясно, что речь идет о сигаре формата robusto из линейки Hoyo de Monterrey.
Это необходимо для коммерческого продвижения товара. Если потребитель-курильщик начинает называть свои любимые сигары коммерческим именем, а не более длинным сочетанием формата и марки, значит, этот товар будет успешнее продаваться. То же самое случилось, когда все копировальные аппараты стали называть ксероксами, а детские подгузники – памперсами.
Все сигары можно сгруппировать по семействам, и это весьма удобно. Когда о сигаре говорят «типа panetela», то очевидно, что речь идет о небольшой, достаточно тонкой сигаре. Кстати, название panetela пришло из Италии, где перед обедом в ресторанах принято подавать небольшие хлебные палочки с маслом. Их называют panetela, что в переводе с итальянского означает «небольшой хлеб». По этой аналогии получили свое название и весьма «небольшие» сигары.
Когда говорят «что-то типа corona», имеется в виду средняя по диаметру и небольшая по длине сигара. Если произносят robusto, можно не сомневаться, что речь идет о толстой, но не самой длинной сигаре.
По уровню сложности изготовления сигары тоже делятся на несколько уровней. Каждый крутильщик имеет разряд, в соответствии с которым ему доверяется крутить те или иные форматы. Соответственно, от этого зависит и его зарплата. Крутильщик девятого, самого высшего разряда делает такие форматы, как salomon, pyramid, double corona и т.д.
В зависимости от типа начинки сигары делятся на три вида:
– Tripa larga – сигары скручены полностью вручную из длинных листьев;
– Tripa corta – сигары скручены из кусочков табака размером 3-4 см с помощью банч-машины и завернуты в покровный лист ручным способом;
– Mecanizado – сигары сделаны машинным способом из маленьких кусочков табака размером 0,5-1 см.
Как выбрать правильный формат
При выборе той или иной витолы имеют значение несколько факторов. Во-первых, фактор времени. Сколько драгоценных часов человек готов уделить курению? Сегодня на этот вопрос ответить нелегко, потому что время сейчас «стоит» гораздо дороже, чем во времена Колумба. Именно поэтому все большей популярностью пользуются небольшие форматы семейств corona или robusto. Учитывая немалую стоимость хорошей сигары и нехватку времени у современного делового человека, доставая сигару из хьюмидора, задумайтесь, хватит ли у вас времени докурить ее.
Формат также влияет на насыщенность вкуса. Чем больше диаметр, тем вкуснее сигара, потому что мастер-блендер имеет возможность использовать в начинке большее количество листов с разных ярусов табачного куста и экспериментировать с ее содержанием. Если, скажем, в сигаре найдется место для трех листьев volado, трех seco и одного ligero, то сигара даст полный спектр вкусов и ароматов.
В тонких сигарах помещается меньше листьев, они более простые и ровные по вкусу. Они практически лишены динамики развития вкуса, свойственной более мощным и полновесным сигарам. В этом сигары можно сравнить, например, с рыбой. Вкус различных частей крупной рыбы (например, спины или хвоста) воспринимается по-разному, в то время как маленькая рыба, такая как анчоусы или сардины, съедается целиком, и не приходит в голову определять вкус ее частей.
Сигары большого диаметра имеют лучший вкус, лучшую тягу, однако скручивать их труднее, поэтому делать их доверяют только самым высококвалифицированным торседорам. Это типично дижестивные сигары.
Сигары среднего диаметра, средние и по насыщенности вкуса, можно курить в любое время. «Короны» можно использовать и после обеда, и во время коктейля.
В сигарах с ring gauge 38 и 39 еще есть место для трех типов листьев в начинке – ligero, seco и volado. В сигарах меньшего диаметра (ring gauge c 28 по 36) используются только два типа, без ligero. В сигарах с ring gauge 26 начинка состоит только из листьев volado. От количества типов листьев в начинке, естественно, зависит и вкус сигары.
На вкусовую насыщенность сигары также влияет ее длина. Чем дольше сигара находится во рту, тем дольше происходит процесс растворения смол и эфиров в слюне, тем сильнее испаряются эфирные масла – соответственно курильщик получает больше ощущений. Именно поэтому опытные курильщики предпочитают большие форматы. Если у вас мало времени, но вы хотите насладиться сигарой с насыщенным вкусом, выбирайте, например, robusto. А после ужина, когда спешить некуда, можно позволить себе, скажем, и double corona.
Еда, кстати, как и время суток, тоже накладывает отпечаток на выбор формата. Вечером, после ужина, – большие форматы, днем – поменьше. Легкая трапеза требует более легкой (соответственно, небольшой) сигары, плотная – сигары более крупного формата .
Еще один фактор, который влияет на выбор размера сигары, – психология курильщика. Форма и размер сигары напрямую связаны с образом жизни человека и с его поведением. Часто витола оказывается показателем социального положения курильщика. Можно перефразировать известную пословицу: «Скажи мне, какую витолу ты куришь, и я скажу, кто ты». Деликатный, утонченный человек любит длинные, тонкие, элегантные сигары. А мачо предпочитает толстые – robusto, pyramid.
Сигара также позволяет человеку негласно заявить о своем социальном статусе. Закурив сигару стоимостью от 15 долларов, он показывает, что у него есть достаток, положение в обществе. И надеется, что найдутся люди, которые это оценят.
Следующий фактор выбора витолы – эстетический. Многие курильщики выбирают сигару в зависимости от того, как они одеты и где находятся. Элегантная одежда требует элегантной сигары. На званом ужине одетый в строгий костюм человек предпочитает солидную витолу классических форм, на веселой вечеринке с коктейлем, где dress-code не установлен, подойдут lonsdale или panatela, а на дачном пикнике, где гости разгуливают в джинсах и свитерах, и вовсе вполне уместным будет что-то несерьезное типа culebra.
Формат pyramid очень ценят испанские матадоры – и во время боя быков большинство зрителей курит именно этот формат. Наиболее популярна среди зрителей сигара Montecristo No. 2. А после корриды эти же самые люди идут ужинать в ресторан и курят сигары другого формата – например, churchill.
С эстетической точки зрения важно, подходит ли сигара к вашему лицу: ведь в глазах окружающих сигара создает ваш образ. Высоким и худым лучше выбирать формат типа lonsdale, а невысоким и полным, напротив, что-то вроде robusto.
Образ Черчилля мы воспринимаем только с большой и толстой сигарой. Именно с ней во время Второй мировой войны он после бомбежек ходил по разрушенному Лондону – поднимал боевой дух англичан. Сигара во рту олицетворяла его спокойствие, которое передавалось народу. Сегодня сигары такого формата по-прежнему любят люди, принадлежащие к власти, уверенные в себе.
Вы тоже можете соотнести свои вкусы со вкусами сильных мира сего. Так, например, Клинтон предпочитает corona gorda, Кастро, в бытность курильщиком, выделял lanceros, Кеннеди любил petit upmann. Чехов тоже курил маленькие сигары – нечто среднее между chicos и petit upmann. А Фрейд вообще предпочитал culebra.
Когда у сигары появился формат
Во времена Колумба понятия «формат» не существовало. Не было даже определенной структуры сигары. Лишь в начале XVII века, открыв фабрику в Севилье и установив табачную монополию, испанцы разработали структуру сигары: начинка, связующий лист, покровный лист. Но четко определенных размеров тогда не было: они просто делились на большие, средние и маленькие. Сигары перевозились в бочках и тюках, а продавались в магазинах поштучно или на вес. Названий у них не было, да они и не были нужны.
Поначалу все «гаваны» были perfecto. Поскольку никто специально не обрезал верхний, покровный лист, он сохранял свою первоначальную форму – широкий в середине и узкий по краям. Таким образом, сигара приобретала именно эту конфигурацию – суженную с двух сторон, которую сейчас называют perfecto.
В конце XVII – начале XVIII века в сигарном деле впервые появился «эксклюзив». Для испанского королевского двора стали делать особенные сигары, не похожие на остальные: они были прямыми. Вероятно, именно такая форма должным образом соответствовала тогдашним представлениям испанцев о красоте. Этот первый в мире придуманный и рассчитанный формат назвали corona: для испанцев слова «корона» и «монархия» были синонимами. Само собой разумеется, это были лучшие сигары. Удивительно, но по размеру нынешние «короны» совпадают со своими «предками».
Севилья была сигарной столицей в течение двухсот лет, вплоть до 1810 года, и именно она задавала тон на сигарном рынке. Но монополия закончилась, и на Кубе стали возникать частные фабрики, а вместе с ними и конкуренция.
Именно благодаря ей в 1844 году появилась сигарная коробка, которую придумали братья Упманн. Требовалось единообразие: в одну коробку сигары разной длины и толщины положить невозможно. Так появился формат.
XIX век можно по праву назвать веком perfecto. По размерам тогдашние perfecto были похожи на современные цилиндрические сигары. Тогдашняя diadema равна по длине нынешней Montecristo A, salomon – нынешнему churchill, exquisito – corona, и так далее.
В конце XIX и начале XX века еще не было таких популярных ныне форматов,как robusto или double corona. Только-только появились специальные сигары для женщин – panetelas. Соотношение форматов в то время было примерно таким: около 60 процентов были perfectos, 20 – coronas, 10 – panetelas и 10 процентов – lonsdales.
XX век постепенно вытеснил с рынка формат perfecto, отдав предпочтение цилиндрической форме. Популярность perfecto начала резко падать во время Первой мировой войны, а в период между двумя мировыми войнами формат и вовсе исчез из арсенала курильщиков «гаван» – практически на пятьдесят лет. Лишь недавно он был возрожден в линейке Cuaba. После Второй мировой войны возникла «корона для богатых» – double corona.
С тех пор как производители сигар стали обращать внимание на формат, а многообразие форм и размеров хлынуло на прилавки, возникли новые вопросы: как ориентироваться потребителю, чего ему ожидать от той или иной сигары, как выработать универсальный сигарный язык, понятный для всех?
Впрочем, порядок каждый представляет себе по-своему. Когда на Кубе произошла революция и к власти пришел Фидель Кастро, марки и форматы были так упорядочены, что исчезли вовсе. Если до революции на одной только фабрике Romeo y Julieta выпускалось около двух тысяч (!) разных форматов, то после преобразований в стране осталась одна марка – Siboney и три простых размера – большой, средний и малый. Эта ситуация сохранялась всего год-полтора, но и после возвращения форматов дореволюционного разнообразия восстановить не удалось.
Лишь в 1980 году форматы на Кубе были систематизированы в том виде, в каком они существуют сейчас. С тех пор каждая фабрика обязана уложиться в строго установленные параметры.
История некоторых форматов
История того или иного кубинского формата почти всегда связана с каким-либо анекдотом или интересной личностью. Сигары с характером всегда привлекали курильщиков с характером.
Например, нынешняя витола Julieta No. 2 на своем веку была дважды «коронована». Сначала этот формат был назван в честь премьер-министра Франции Жоржа Клемансо, а затем в честь Уинстона Черчилля.
Еще одна «одноименная» витола – lonsdale. Ее назвали так по имени английского графа Лонсдейла, который «сконструировал» ее под себя. Высокий и худой, граф Лонсдейл заказал в начале XX века на фабрике Rafael Gonzalez соответствующую своему облику сигару, задав строгие параметры – 165 мм в длину и ring gauge 42. Сигара выпускалась со специальным бантом, где был изображен портрет графа, и не предназначалась для продажи, а лишь раздавалась в качестве подарка гостям графа на балах и вечеринках. Известность графа и его сигар росли одновременно. Трудно сказать, кто кого сделал знаменитым: сигара графа или он – сигару. Этот формат был очень популярен, особенно после Второй мировой войны.
Его слава значительно померкла в 60?х годах ХХ столетия, когда на сцене появился robusto – еще одна прихоть влиятельного лица. Эту витолу заказал специально для себя банкир Ротшильд. Он тоже подбирал сигару под собственную фигуру, поэтому результат получился прямо противоположный графскому. Маленькому, лысому, пухлому Ротшильду нужна была короткая и толстая сигара. Вероятно, он действительно забавно смотрелся бы с сигарой формата lonsdale или рanatela.
Почему-то имя Ротшильда не «приклеилось» к самой сигаре. Зато он точно почувствовал конъюнктуру: robusto стал одним из самых популярных форматов.
Любопытна история появления формата culebra. В конце XVIII – начале XIX века рабочим на кубинских фабриках стали позволять в конце дня забирать с собой несколько сигар с небольшим браком. Однако трудящиеся быстро сориентировались и вместо некондиционных выносили качественные сигары. Когда это вскрылось, «бонусные» сигары стали скручивать в связки по три-четыре штуки. Так и появилась culebra.
Сегодня на Кубе выпускаются сигары 93 форматов, из них 77 – ручной скрутки. Новые витолы появляются только после согласования с государственными структурами. Из новинок – edmundo (в линейке Montecristo), caonazo (Cohiba), doble (Trinidad). Тенденция сейчас такова, что почти все новые кубинские форматы – из семейства robusto: сегодня это самый популярный размер.
В других странах подобной строгой классификации нет. Каждая фабрика придумывает свои форматы и может менять их в зависимости от конъюнктуры рынка. Что, конечно, затрудняет выбор покупателя. А может, дает простор для воображения?