Разновидности технических масел
Технические масла в промышленности имеют огромное значение для обеспечения надёжной работы различного рода оборудования. По своему назначению основные технические масла подразделяются на смазочные масла и сож. К смазочным маслам относятся такие виды как:
- турбинное масло, предназначенное для смазки подшипников турбин и обладающее повышенной степень очистки;
- масла для направляющих скольжения, обладающие повышенной вязкостью;
- судовые масла, образующие эмульсию не вымываемою водой;
- компрессионные масла глубокой степени очистки;
- масла для авиационных и авто двигателей и некоторые другие.
Там где применение технических масел непрактично, применяют консистентные смазки, которые представляют собой полутвердый продукт диспергирования присадки в жидкой смазке. Применение консистентной смазки позволяет доставить смазку в такие места, где возникают трудности в применении жидких масел в ввиду ряда причин, таких как невозможность обеспечить герметичность полости, трудность в пополнении смазки, и.т.д.
СОЖ и холодильные масла сочетают в себе свойства охлаждающей жидкости и смазки, позволяя одновременно обеспечивать эффективный теплообмен и защиту поверхности от повреждения коррозией, внешними факторами или от износа в результате трения.
Так как каждый вид технических масел обладает своими особенными свойствами, то необходим тщательный подбор (часто в лабораторных условиях) рецептур производства. Классическим вариантом получения турбинного масла, масла для направляющих скольжения и холодильного масла долгое время считался способ их получения путём дистилляции нефтяных остатков. Такие технические масла носят название остаточных масел. Основные недостатки этого способа давно известны – это зависимость свойств масла от сорта нефти (от её исходных свойств), необходимость глубокой очистки масел, большой разброс параметров, и.т.д.
Другой вариант получения технических масел основан на алкилировании ароматических углеводородов или полимеризации олефинов (этилена, пропилена). Такие масла носят названия синтетических. На данный момент очень большая доля масел, к которым предъявляются высокие требования, производится ведущими нефтяными концернами, например BP, именно по этой технологии. Рецептура, разработанная технологами BP позволяет, например, получать разброс параметров масел BP не более чем в несколько процентов, что является совершенно недостижимым результатом для минеральных масел.