К 1990 году изменившаяся политическая жизнь и экономические перемены привели к остановке строительства новых нефтепроводных магистралей. В конце 1991 года с политической карты мира исчезает СССР. Пятнадцать новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая нефтепроводная система осталась только в России. В некоторых странах - лишь часть магистральных нефтепроводов. Другие страны осуществляют транзит российской нефти. Происходит полная реорганизация нефтяной и газовой промышленности и в России.
Нефтегазовый комплекс представлен в газовой промышленности РАО «Газпром», а в нефтяной - такими нефтяными корпорациями, как «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «СИДАНКО», «Роснефть» и др., образовавшихся в ходе структурной перестройки нефтегазового комплекса, основными этапами которой явились 1987-1990 гг.
Развитие хозрасчета и самофинансирования на предприятиях нефтегазового комплекса что привело к расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, их непосредственный выход на мировые рынки в качестве экспортеров энергоносителей.
1991-1994 гг. Объединение предприятий в вертикально интегрированные структуры, их акционирование. Начало приватизации холдинговых нефтяных компаний. Создание инфраструктуры фондового рынка, зарождение финансово-промышленных групп и консорциумов для участия в международных проектах.
В 1992г российская программа приватизации обеспечила особый режим разгосударствления нефтяной отрасли. Суть его в том, что контрольный пакет акций предприятия оставался в собственности государства на фиксированный срок. Акционирование отрасли шло в два этапа. Сначала все предприятия, входившие в систему «Роснефтегаза» и “Главнефтепродукта”, преобразовывались в открытые акционерные общества. После этого началось создание на базе акционерных обществ вертикально-интегрированных компаний холдингового типа. Таким образом формировался капитал компаний, который тоже подлежал акционированию с закреплением контрольного пакета акций в собственности государства на три года. Для коммерческого управления государственными пакетами акций предприятий, еще не вошедших ни в одну компанию, на базе “Роснефтегаза” было создано государственное предприятие “Роснефть”. Для предприятий трубопроводного транспорта были сформированы холдинговые компании “Транснефть” и Транснефтепродукт”. Отличительной особенностью второго этапа реформирования нефтегазового комплекса стало то, что усугублению структурного кризиса способствовал целый комплекс макроэкономических предпосылок.
Начиная с 1995 г., происходила концентрация экономической власти внутри вертикально-интегрированных компаний. Превращение компаний из контролируемых государством в частные. Реорганизация капитала компаний и переход к закрытому а где и открытому акционированию. Дробление нефтяной промышленности на отдельные предприятия, фактически произошедшее после ослабления государственного регулирования, усилило в отрасли предкризисные явления.
С либерализацией цен в начале 1995 г. скрытая инфляция перешла в открытую, а темпы ее превысили 30-40% в месяц. Это повлияло на резкий рост экспорта нефти и газа при одновременном спаде внутреннего потребления.
С 1995г начался второй этап приватизации предприятий, ключевым моментом которого было проведение залоговых аукционов. Государство предоставляло возможность коммерческим банкам участвовать в кредитовании федеральных программ, предоставляя находящиеся в государственной собственности пакеты акций в качестве залога. По своей сути залоговый аукцион представлял собой переход контрольных пакетов акций компаний в управление банкам с перспективой их выкупа. Уже в конце 1996 г. банки получили право выкупа находившихся в их управлении акций. Это создало перспективу превращения всех нефтяных компаний в частные структуры.
На этом этапе, этапе приходов финансистов в нефтегазодобывающую отрасль, вполне естественно, что снабжение отрасли стало одним из первостепенных вопросов. Как говориться, «никто не умеет считать деньги лучше, чем люди, эти деньги делающие». Вопрос снабжения стал во главу угла, время «пятилеток», «госпланов» и прочей чехарды, когда можно было списать срыв сроков выполнения проектов на всевозможных «смежников», прошло. Наступило новое время, время, по которому живёт весь мировой бизнес.
Для третьего этапа реформирования структуры нефтегазового комплекса России более всего характерно перераспределение прав собственности на активы предприятий и компаний, которое усиливалось политическими факторами.
Нефтегазодобывающая отрасль базируется на трубопроводном транспорте, транспорте доставки продукта до мест переработки и до узлов распределения конечному пользователю. Огромную ценность для трубопроводного транспорта составляет СДТ (соединительные детали трубопроводов) такие как: фланцы, переходы, тройники, фланцевые заглушки, прокладки. Не стоит также забывать о фланцевом крепеже: шпилька, гайка, болт, шайба. Как к соединительным деталям, так и к крепежу предъявляются очень высокие технические требования, связанные со спецификой трубопроводного транспорта, применяемого в нефтегазодобывающей отрасли.
Технические требования, предъявляемые к СДТ, описаны в основных госстандартах: ГОСТ 12821-80, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 12815-80 , ГОСТ 28759.3-90, ГОСТ 28759.4-90, ГОСТ 28759.8-90, ГОСТ 9064-75, ГОСТ 9065-75, ГОСТ 9066-75, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 17378-83, АТК 24.200.02-90.
Настоящие стандарты распространяются на фланцы стальные приварные, фланцы трубопроводов и соединительных деталей трубопроводов, а также на присоединительные фланцы трубопроводной арматуры, соединительных частей машин, приборов, патрубков, сосудов и аппаратов, резервуаров. На трубопроводный крепёж: шпильки односторонние и двусторонние для фланцевых соединений паровых и газовых турбин, паровых котлов, трубопроводов и соединительных деталей трубопроводов, трубопроводной арматуры.
Очень важна сталь, применяемая при изготовлении фланцевого крепежа и самих фланцев, так как объекты магистральных трубопроводов зачастую проходят на территории Крайнего Севера в условиях вечной мерзлоты, химически агрессивных почв. Это повлекло за собой применение высоколегированных, нержавеющих и кислотостойких сталей и сплавов. Конечно, марки применяемых сталей и даже строгое следование ГОСТ в процессе производства не определяют надёжность поставщика.
Выбор надёжного партнёра - основополагающий принцип современного ведения бизнеса, особенно в такой важной и дорогостоящей отрасли, как соединительные детали трубопроводов и трубопроводная арматура. Вкладывая каждую копейку, каждый цент, современный предприниматель-бизнесмен рассчитывает получить прибыль, а для этого нужно иметь вовремя и качественно выполненный проект, что приводит в итоге не только к заказам внутри страны, но и к зарубежным контрактам. Естественно, это ведёт к повышению внешнеэкономического авторитета государства и авторитетности страны, способной выполнять сложные многомиллиардные международные проекты.