Оптовые торговцы необходимы производителям и покупателям товаров потому, что они обеспечивают эффективность торгового процесса как вида занятости в сфере обращения. Использование оптовых торговцев как профессионалов представляет собой эффективный выбор способа реализации продуктов их производителями и способа приобретения покупателями — в силу следующих выгод.
Во-первых, имея дело преимущественно с профессиональными (розничными) клиентами по торговле, а не с конечными потребителями, оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере и расположению своею торгового предприятия (обычным заботам в этой сфере).
Во-вторых, оптовая торговля и её организация (ООТ) эффективнее розничной как способ вложения капитала (оптовые сделки обычно и крупнее розничных, и их торговая зона шире).
В-третьих, учитывая это различие, государство в части правовых уложений и налогов подходит к оптовым и розничным торговцам по-разному (естественным образом выделяя налогоплательщиков разного масштаба).
В-четвертых, мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не пол силу создать и содержать организацию прямого маркетинга (т.е. реализовать товары через каналы нулевого уровня или непосредственно потребителям), Поэтому он предпочтет направить средства на развитие производства, а не на организацию оптовой торговли.
В-пятых, эффективность деятельности оптовиков наверняка окажется выше благодаря не только размаху операций, но и (а) большому числу деловых контактов в сфере розницы, (б) наличию у них специальных знаний и умений.
И наконец, в-шестых, розничные торговцы, имеющий дело с широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают запутать весь набор товаров у одного оптовика, а по частям у разных производителей.
Отсюда и у производителей и у розничных торговцев — как контрагентов оптовой торговли — есть все основания прибегать к услугам оптовиков, когда с их помощью можно более эффективно выполнять одну или несколько следующих хозяйственных функций:
1. Стимулирование сбыта за счет подключения персонала оптовиков к охвату множества мелких клиентов при сравнительно небольших затратах, поскольку оптовикам покупатели верят больше, чем какому-то далекому производителю.
2. Закупки и формирование товарного ассортимента, которые передаются оптовику, избавляют клиента (розничного торговца или производителя) от ‘значительных хлопот.
3. Разбивка крупных партий товара на мелкие, осуществляемая оптовиками, обеспечивает клиентам экономию средств при закупке товаров вагонами и разбивке больших партий на мелкие (но вагонным или грузовым местам).
4. Складирование и хранение товарных запасов у оптовиков (как одна из основных функций последних) способствует снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей.
Транспортировка как функция оптовиков обеспечивает более оперативную доставку товаров — в силу того, что они находятся ближе к клиентам, чем производители. Финансирование, осуществляемое оптовиками (в виде кредитования клиентов), распространяется и на поставщиков, когда заказы выдаются заблаговременно и вовремя оплачиваются счета.
Принятие риска оптовиками частично на себя выгодно сторонам, поскольку оптовики принимают право собственности на товар и несут расходы в связи с его хищением, повреждением, корчей и устареванием. Предоставление информации о рынке оптовиками своим поставщикам и клиентам о деятельности конкурентов, новых товарах, динамике цен и т.д. выгодно обеим сторонам.
Услуги по управлению и консультированию помогают розничным торговцам совершенствовать деятельность (за счет обучения их продавцов, участия в разработке схем магазина и устройства экспозиций, а также в организации систем бухучета).
Росту масштабов развития оптовой торговли способствуют не значительные тенденции в экономике, как: рост массового и крупносерийного производства на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции; увеличение объемов производства товаров впрок, а не для выполнения уже поступивших конкретных заказов; увеличение числа уровней промежуточных производителей (поставщиков и субпоставщиков) и пользователей (при отраслевой специализации оптовиков); обострение необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с позиции большего разнообразия заказываемых количеств, видов упаковки и разновидностей товаров, отражающих индивидуализированный спрос.