Термин диагностика - (от греческого diagnostikos – способный распознавать) пришел в экономические науки из медицины. Точнее, диагностика это раздел медицины, изучающий признаки болезней, методы и принципы, при помощи которых устанавливается диагноз.
В экономическом смысле сущность диагностики финансового состояния предприятия состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы.
Финансовое состояние предприятия (ФСП) выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников.
К основной задаче диагностики финансового состояния предприятия можно отнести, в первую очередь, определение качества финансового состояния предприятия, а также определение причин его улучшения или ухудшения; далее, как правило, готовятся рекомендации по платежеспособности и финансовой устойчивости данной организации или предприятия. Эти задачи решаются с помощью исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей и разбиваются на следующие аналитические блоки:
структурный анализ активов и пассивов;
анализ платежеспособности (ликвидности);
анализ финансовой устойчивости;
анализ необходимого прироста собственного капитала.
Таким образом, диагностика финансового состояния предприятия или организации включает в себя определение оценочных признаков, определение и выбор методов их измерения, а также характеристику этих признаков по определенным принципам, делает оценку найденных отклонений от стандартных (принятых) значений. Саму цель диагностики можно сформулировать таким образом, - увеличение эффективности работы организации или предприятия на основе системного изучения видов деятельности и обобщения их результатов, таким образом все эти мероприятия проводятся с целью увеличения прибыли предприятия.
Правильная постановка задачи и выбор цели диагностики финансового состояния предприятия имеют большое значение. На их основе и с учетом имеющихся возможностей определяется истинное финансовое состояние предприятия, вырабатываются способы достижения оптимальных решений, подбираются методы управления, производятся различные изменения в организационной, технологической, коммерческой и других видах деятельности предприятия. Система целей и задач диагностики ФСП должна быть конкретизирована по содержанию, времени реализации и уровням.
Диагностика осуществляется при помощи финансовых коэффициентов. При анализе необходимо помнить, что на каждой стадии жизненного цикла предприятия предпочтение следует отдавать каким-то конкретным показателям.
1-ый этап – этап зарождения; на этой стадии необходимо уделять внимание показателям ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.
2-ой этап – этап ускорения роста. Важнейшими показателями на этом этапе являются показатели ликвидности и независимости.
3-ий этап – этап замедления роста. Особое внимание на этом этапе стоит уделять коэффициентам рентабельности всех операций как интегрированным показателям.
4-ый этап – этап зрелости предприятия; требует внимания к показателям, которые характеризуют инвестиционную деятельность организации или предприятия.
5-ый этап – этап спада. На этапе спада необходимо отслеживать изменения всех групп показателей, но в первую очередь следует обращать внимание на показатели ликвидности и рентабельности.