В наше время транспортная система развивается быстрыми темпами и растет количество владельцев автотранспорта.
Учитывая реалии нашего времени, можно утверждать, что автомобиль из предмета экзотики и престижа перешел в разряд бытовых предметов, без которых уже не мыслится жизнь современного человека (доказательство тому - все увеличивающееся количество женщин - владельцев автомобилей).
Лавинообразно накапливается количество вопросов, связанных с эксплуатацией, покупкой, ремонтом, продажей, взаимодействием со страховыми компаниями, в разрешении которых и должны оказывать помощь профессионалы оценщики, имеющие многолетний опыт в данной сфере. Совершаются сделки, финансовые операции, где объектом сделки выступает транспортное средство.
Если с новым транспортом обычно вопросов не возникает, то с транспортом бывшего в эксплуатации возникают вопросы, действительно ли объявленная стоимость продавцом соответствует рыночной. Или не прогадал ли продавец, поспешно объявив более низкую цену, чем следовало. Конечно, многие данные можно найти и в Интернете, в том числе на тематических сайтах по покупке или продаже автомобиля. Однако в таком случае оценка будет средней из тех предложений что уже есть на рынке, т.е. серийных комплектаций авто. Если же автомобиль является эксклюзивным, редкой марки или года выпуска, с оригинальным тюнингом, цена будет отличной от предложений в Интернете.
Кроме того, в случае ДТП, аварии или просто происшествия страховой компании для возмещения убытков потерпевшей стороне понадобится отчет об оценке, выполненный независимым экспертом оценщиком. Зачастую при страховых компаниях существуют аккредитованные независимые оценщики. В случаях возмещения ущерба страховой компанией, когда потерпевшую сторону устраивает размер выплат или же сметы на ремонт, конечно же достаточно оценки штатного эксперта.
Однако, все чаще получается так, что страховая компания хочет сократить размер выплат. В таком случае привлекается независимый эксперт оценщик. Опять же, в случае несправедливой оценки (к примеру, если этот независимый оценщик аккредитован при страховой компании), ее можно оспорить в суде другой, адекватной оценкой и попутно провести экспертизу отчета об оценке. У такого нерадивого оценщика после подобной экспертизы, как правило, начинаются проблемы с лицензией и уже тем более с репутацией. Поэтому делать несправедливую оценку независимому оценщику как минимум невыгодно.
Бывают случаи обязательной независимой оценки.
Опять же, в случае ДТП, при наличии виновной стороны, выплата должна происходить по страховке ОСАГО виновника. Или же, если автомобиль потерпевшего застрахован по системе КАСКО, по страховке потерпевшей стороны, а страховая компания возмещает себе убытки регрессом с виновной стороны. В любом из этих случаев независимая оценка обязательна. Так же, согласно текущему Российскому законодательству, обязательна оценка автотранспорта в случаях оценки, переоценки основных фондов предприятия, если этот транспорт входит в основные фонды.
Другие случаи обязательной оценки автомобиля:
- при использовании автомобиля в качестве предмета залога для получения кредита
- при приватизации, к примеру, автомобиля, входящего в основные фонды принадлежащему государству предприятию.
- при вступлении а наследство
- при имущественных спорах, при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества
Оценка транспортных средств
- это определение стоимости данного транспортного средства с учетом его технического состояния, физического и функционального износа. Согласно статье 130 Гражданского Кодекса РФ, транспортные средства относятся к движимому имуществу. Следует также отметить, что воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, по сути являясь по сути транспортными средствами, согласно законодательству относятся к недвижимости. Это, однако, не смущает оценщиков, т.к. в этом случае применяемыми подходами к оценке данные объекты оценки будут рассматриваться как класс оборудования и машин.
При оценке транспортных средств, первостепенную роль играет фактор износа и амортизации. Степень износа может быть как физической, так и функциональной. В связи с постоянным обновлением рынка транспортных средств, неспециалисту очень легко запутаться во всех этих тонкостях.
Источник: ООО Спецоценка. Статья из рубрики оценка автотранспорта