Многие веб-дизайнеры удивятся, а то и обидятся, прочитав название этой статьи. И действительно, кому можно поручить создание сайта, если не дизайнеру? В действительности эту работу следует поручить руководителю проекта, который должен хорошо понимать, что такое сбалансированный сайт. Конечно, есть веб-дизайнеры, прекрасно понимающие, что внешний вид сайта - это еще не все, но, к сожалению, чаще они думают как раз наоборот: “дизайн - это все”.
Любой сайт в первую очередь должен быть легко находим с помощью поисковых систем, а также удобен для использования, информативен и красив. Именно в такой последовательности - на первом месте стоит не дизайн сайта, а его поисковая оптимизация. Какой бы замечательный дизайн не имел сайт, если его нельзя найти, никто это не увидит. Для оптимизации с точки зрения поисковых систем иногда приходится отказаться от некоторых дизайнерских задумок, так как структура и содержание информации на страницах сайта определяется специалистом по оптимизации, а не дизайнером.
На втором месте по важности стоит удобство пользования сайтом, то есть юзабилити. Сайт коммерческой организации должен работать, донося пользователям нужную информацию, а не просто ублажать взгляд. Если большинство посетителей, приходя на сайт, будут любоваться начальной страницей, а потом уходить, этот сайт следует признать плохим. Если же посетители, например, увидев объявления о специальном предложении, переходят на страницу с его описанием, а потом идут на страницу с калькулятором, подсчитывающем цену на услуги, сайт построен правильно. Если при этом он еще и очень красивый, замечательно, но если он не такой уж и красивый, это все равно лучше, чем красота без правильной структуры.
В качестве примера красивых и неудобных элементов можно привести использование огромных постоянно работающих flash-анимаций. Они не только долго грузятся, но и отвлекают внимание от основной части сайта. У многих пользователей в последнее время анимация вызывает стойкое отвращение из-за обилия назойливой рекламы на множестве сайтов. Небольшая анимация, выполняющаяся только один раз при загрузке сайта, может его украсить, но многим дизайнерам этого мало. Нередко можно встретить сайты, навигация в которых сделана на основе сложных flash-анимаций. Чаще всего при этом найти что-то нужное на сайте очень трудно, но посмотреть, как что-то мелькает и меняется, бывает занятно.
В подавляющем большинстве случаев пользователи приходят на сайт за какой-то информацией. Если, например, они ищут технические характеристики и внешний вид какого-то товара, сайт с такой информацией их заинтересует. Если же вместо технических характеристик они увидят чрезвычайно красивое стилизованное изображение товара, они полюбуются, но покинут сайт, чтобы продолжить поиски. Кстати, тексты любят не только посетители сайта, но и поисковые роботы. Именно правильно написанные тексты, а не красивые изображения, повышают рейтинг сайта в поисковых системах.
Все это не отрицает значимости дизайна. Если сайт оптимизирован для поисковых систем, удобен в использовании и содержит полезную информацию, это не означает, что он должен быть некрасивым. Речь идет о том, что красота не должна мешать создавать сбалансированные сайты. Именно поэтому в большинстве случаев работу по созданию сайта должен координировать руководитель проекта, а не дизайнер. И лучше, чтобы этот руководитель не был одновременно дизайнером.
Справедливости ради стоит заметить, что не только дизайнеры склонны создавать несбалансированные сайты. Если поручить создание сайта программисту, он может добавить на сайт неоправданно большое количество программно изменяющихся элементов, что усложнит использование сайта. Другие специалисты тоже могут при создании сайта допускать перекосы в ту или иную сторону, именно поэтому необходим руководитель проекта.
Следует отметить, что все вышесказанное не относится абсолютно ко всем сайтам в интернете, все зависит от целей создания сайта. Если создается сайт коммерческой организации, предназначенный для поддержки продвижения товаров и услуг, соблюдение баланса важно, но для сайта, созданного исключительно для рекламы, броский дизайн выходит на первое место. Если же сайт создан просто чтобы было “как у всех”, то главное требование к нему - красота, как ее понимает заказчик. То, что сайт нельзя найти и им неудобно пользоваться - безразлично.
Создание сбалансированных сайтов - требование времени, и хорошо, если веб-студии готовы ему следовать. На практике, однако, наблюдается перекос в сторону дизайна, особенно за счет удобства использования сайтов. К сожалению, иногда этому способствуют и заказчики, предпочитая красивый сайт удобному. Однако пользователи все расставят на свои места, и красивые, но неудобные и неоптимизированные сайты останутся в прошлом.