Оценить объект интеллектуальной собственности, – это, значит, определить стоимость, обусловленную потенциальной эффективностью для владельца этого объекта, характеризующейся технологической и производственной новизной. Под оценкой интеллектуальной собственности всегда понимается оценка прав, и не просто прав, а именно имущественной их составляющей.
Согласно статье 138 Гражданского Кодекса РФ, “… признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)”.
Нематериальными активами, согласно ПБУ 14/2000 являются активы:
- Либо не имеющие материально-вещественной формы, либо материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности;
- Способные приносить доход;
- Приобретенные с намерением использовать в течение длительного периода (свыше одного года).
Обычно объектами оценки интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов являются:
- Торговая марка, товарный знак, бренд
- Гудвилл
- Лицензии, патенты
- Ноу-хау
Оценка товарного знака
Прежде чем приступить к оценке товарного знака, Заказчику необходимо определить, что именно он хочет оценить. Дело в том, что существует некоторая путаница при употреблении терминов товарный знак, знак обслуживания, торговая марка, бренд, фирменное наименование, наименование места происхождения товара.
Товарный знак – обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя (продавца). Товарные знаки могут быть словесными (сочетание отдельных букв, цифр, фамилия), изобразительными (рисунки, графические символы, сочетания цветов), объёмными (форма изделий или упаковки). Таким образом, основные функции товарного знака – индивидуализация продукции разных производителей, гарантии качества товара и его рекламы, защищает продукцию от подделок.
Оценка торговой марки
Оценка торговой марки компании подразумевает под собой прежде всего оценку исключительного права на торговую марку, возникающего у владельца после регистрации в Патентном ведомстве и последующем отражении в бухгалтерском учете предприятия. Торговая марка (англ. trade mark) – зарубежный аналог российского «товарного знака», его особенности, как правило, регулируются национальными законодательствами отдельных стран.
Бренд – это образ марки товара или услуги в сознании покупателя, выделяющий его в ряду конкурирующих марок. Сегодня понятие бренда активно используется менеджерами, PR, и т.д. Оно существенно шире, чем товарный знак, так как по сути бренд – это товарный знак плюс заработанная им репутация.
Оценка гудвилла
Гудвилл является совокупностью нематериальных активов компании — в него входят бренд, деловая репутация, устойчивое положение на рынке, качество управления, слаженность персонала. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 ГК РФ. Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации. Однако интерпретация гудвилла - стоимость практически всех элементов нематериальных активов, другая - определение гудвилла как величины, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его материальных активов и той части нематериальных активов, что отраженна в бухгалтерской отчетности.
Оценка гудвилла позволяет компании лучше понять, как она воспринимается ее деловым окружением. Т.о., гудвилл – это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании, по сравнению с организацией новой фирмы.
Гудвилл:
- присутствует только при наличии избыточной прибыли;
- не может быть отделен от действующего предприятия, т.е. не может быть продан отдельно от самого предприятия.
Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доход на активы (или на собственный капитал) выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов. Определение стоимости деловой репутации производится, когда компания стабильно работает на рынке продолжительное время и имеет доход на единицу стоимости ее чистых активов выше среднего в данном сегменте рынка. Как правило, рыночная стоимость гудвилла определяется при сделках с предприятием.
Обычно нематериальные активы оценивают в целях:
- внесение в уставный фонд, постановки на баланс для приватизации предприятия
- частичная и полная передача прав на объекты интеллектуальной собственности
- получение налоговых льгот от использования объектов промышленной собственности
- определение цены лицензии
- определение доли прибыли
- возмещение ущерба
источник: ООО Спецоценка. Статья из рубрики Оценка нематериальных активов