Рано или поздно любому человеку приходится обращаться к стоматологу. Газеты и справочники пестрят рекламой сотен стоматологических клиник. Абсолютное большинство пациентов выбирает клинику по двум основным параметрам:
1. Территориальная близость.
2. Советы знакомых.
Остальные факторы (ценовая политика, известность клиники, опыт персонала и т.п.) значительно меньше влияют на первичный выбор.
Для того, чтобы правильно выбрать клинику необходимо знать в чем заключаются основные различия стоматологических клиник:
• Ценовая политика.
• Спектр медицинских услуг.
• Квалификация персонала.
• Степень технического оснащения.
• Уровень дополнительного сервиса.
• Одиночная частная клиника или филиал сети.
• Местоположение.
• Известность бренда (названия клиники).
• Гарантии.
Ценовая политика.
Как и любой бизнес сферы услуг, стоматологические клиники относятся к одному из трех ценовых сегментов:
1. Элитные (VIP).
2. Среднего ценового класса (Бизнес-класс).
3. Эконом-класс.
На заре зарождения частной стоматологической практики все открывающиеся клиники метили строго на элитный ценовой сегмент. Оно и понятно - в конкурентах была только стоматологическая районная поликлиника. В то время прибыль менее чем в 1000% считалась уделом неудачников. По мере открытия новых клиник конкуренция усиливалась, и стал появляться бизнес-класс. Очень сильная конкуренция последних 5-7 лет заставила владельцев клиник занимать и сегмент эконом-класса. Причем, если сначала в эконом-классе работали клиники, арендующие детские сады, общежития и работающие на старых списанных с государственных поликлиник стоматологических установках., то сейчас, клиники эконом-класса открываются в новых домах и имеют список оборудования, которому может позавидовать иная клиника VIP-класса. Особые усилия приложили к этому сети стоматологических клиник эконом-класса. В общем, по своему развитию, в чем-то рынок стоматологических услуг напоминает развитие бизнеса продуктовых магазинов, начинавших с ларьков и дошедших до современных гипермаркетов.
Однако, определить к какому именно сегменту относится та или иная клиника не так-то просто. Стоматологи изворачиваются, как могут, дабы ввести клиента в заблуждение относительно реальных цен на услуги. Либо в рекламе указана “виртуальная” цена услуги, а по телефону клиники озвучивается совершенно другая стоимость (разница может доходить до 5 раз), либо по телефону подтверждается “виртуальная” цена, а уже когда пациент садится в кресло к врачу, она опять оказывается совсем не той, что была прорекламирована. Наилучшим выходом будет спросить по телефону какова максимальная конечная стоимость лечения зуба, включая работу врача и все необходимые материалы. В дальнейшем сравнивать цены с другими клиниками уже по их верхней границе. Разница в цене на лечение кариеса может варьироваться от 1150 до 6000 рублей, включая работу врача, материалы и анестезию (здесь и далее указаны цены, действительные для г. Санкт-Петербурга). Стоимость протезирования зубов в клиниках различного сегмента, также может отличаться более чем в 3-5 раз. Стоит обратить внимание на наличие собственной зуботехнической лаборатории – ее наличие будет крайне положительно влиять на стоимость и качество протезов. Так, например, металлокерамика в клинике имеющей свою лабораторию стоит 2990 рублей, а в клинике без таковой - от 5500 рублей. Разобраться в ценообразовании на рынке стоматологических услуг достаточно сложно, однако, в Санкт-Петербурге стали появляться сетевые клиники, реально работающие в сегменте эконом-класса - одним из ярких представителей первопроходцев является сеть стоматологических центров «Зубной».
Спектр медицинских услуг.
Спектр стоматологических медицинских услуг достаточно широк: лечение зубов (терапия), протезирование зубов (ортопедия), исправления прикуса (ортодонтия), пародонтология, лечение детей (детская стоматология), удаление и имплантация зубов, другие хирургические манипуляции (хирургия), рентген-диагностика. Естественно, чем большие экономические возможности имеет владелец клиники, тем большее количество медицинских услуг он сможет предоставить в своей клинике. Для пациента это выражается в конкретном удобстве - можно решить любой медицинский вопрос в одной клинике. Если Вам необходимо комплексное лечение, нужно выбирать клинику с наиболее полным спектром предоставляемых услуг.
Квалификация персонала.
Оценить квалификацию персонала до начала лечения пациенту самому практически невозможно. При выборе врача приходится либо прислушиваться к советам знакомых, либо доверять имени самой клиники. В любом случае, к сожалению, определить квалификацию врача можно только опытным путем - начинайте с лечения простых зубов, а после смотрите на сам зуб и на то, насколько приятно и понятно общается с Вами врач в процессе и после лечения. В среднем более высокое качество персонала в тех клиниках, где достаточно плотный поток пациентов, так как, зарплата врача составляет процент от “выручки”. Соответственно, более опытные врачи работают на тех местах, где они могут больше зарабатывать. “Имя” клиники также влияет на квалификацию персонала - чем более известное имя, тем с большей долей вероятности более квалифицированный персонал. Однако, и в самой известной клинике Вы можете “нарваться” на неопытного врача, а в клиниках эконом-класса найти замечательного специалиста.
Степень технического оснащения.
Степень технического оснащения стоматологической клиники также напрямую связана с финансовыми возможностями клиники. Из основного, на что должен обратить внимание пациент это на наличие рентген-аппарата и ортопантомографа (аппарата, позволяющего сделать панорамный снимок всех зубов). Наличие этих аппаратов позволит сэкономить время на поход в другую клинику или поликлинику, где они есть - некоторые виды лечения или протезирования невозможно грамотно сделать без этих снимков. Однако, в клиниках, где этих аппаратов нет, обычно, цены значительно ниже. И возможно, для Вас поход за снимком в поликлинику с лихвой окупится экономией в 1-4 тысяч рублей на лечении и 5-50 тысячами на протезировании зубов. Остальное оснащение клиники имеет большую значимость для удобства медицинского персонала, чем для самого пациента.
Уровень дополнительного сервиса.
В дополнительный сервис можно отнести различные излишества - наличие телевизора (в холле или в кабинете), музыкальное оформление, горячие или холодные напитки, администраторы фотомодельной внешности и т.п. Обычно, именно за эти дополнительные “сервисы” в VIP клиниках с Вас и попытаются взять в несколько раз большую стоимость за лечение или протезирование зубов. Нужно это или нет - решать Вам. В любом случае Вы должны понимать - ничего не бывает даром. Если при входе сидит охранник, в гардеробе сидит гардеробщик, а с врачом работает аж 3 медсестры - зарплату всем этим дополнительным сотрудникам будете оплачивать именно Вы и другие пациенты этой клиники.
Одиночная частная клиника или филиал сети.
Как и в любом другом виде бизнеса сильнейшими представителями рынка стоматологических услуг являются именно сети. Достоинства сетей очевидны - большие финансовые возможности позволяют открывать клиники в территориально наиболее удобных местах, покупать более дорогостоящее оборудование, нанимать в среднем более квалифицированный персонал, поддерживать более высокий (корпоративный) единый уровень сервиса во всех филиалах. Кроме того, Вы с большей долей вероятности получите бесплатный гарантийный ремонт зуба или протеза. Конечно, есть одиночные частные клиники, которые могут на равных поспорить по уровню оборудования, сервиса и квалификации персонала с сетевыми структурами, но найти такую будет, скорее всего, непросто, а удаленность от места проживания может стать дополнительным неудобством при выборе такой стоматологии.
Местоположение.
Как и было написано выше, это одно из основных качеств, на которое обращают внимание в первую очередь при выборе клиники. В наше время люди склонны искать удобство во всем, в том числе и в близости услуг к месту проживания. Если Вас интересует это качество в первую очередь, то Вам поможет, например, Яндекс или внимательное прочтение рекламных вывесок по дороге домой. Сейчас практически нет микрорайонов, где располагается менее 5-10 стоматологических клиник.
Известность бренда (названия клиники).
В нашей стране постепенно начинает приживаться ценность Имени (бренда). Имя клиники это не просто название - сделать его узнаваемым стоит больших финансовых средств. И, чисто экономически, уронить имидж такой клиники крайне не выгодно. Поэтому, выбирая известную клинику, особенно если это сеть, Вы с большей долей вероятности получите лучше сервис, решите полюбовно спорные вопросы и т.п.
Гарантии.
В среднем гарантия на лечение зубов 1-2 года, гарантия на зубные протезы 1-5 лет. Не стоит путать “гарантию” и “срок эксплуатации”. Срок эксплуатации отреставрированных зубов и зубных протезов в несколько раз дольше гарантийного. Обычно, чем более дорогостоящее лечение или протезирование зуба, тем более длинный срок гарантии, так как в стоимость включаются большие гарантийные риски.
Подводя итог, хотелось бы сказать - стоматология становится все более доступной простым гражданам. Однако, пока к выбору клиники необходимо, как и раньше, относится со всей серьезностью. Перед выбором клиники обязательно определитесь с Вашими финансовыми возможностями и уже исходя из них делайте свой выбор. Буду рад, если моя статья поможет Вам выбрать хорошую клинику.